Семинар-практикум для воспитателей «формы, методы и приемы работы по обогащению словаря детей дошкольного возраста»

Методика работы с загадками

Загадка – образное, картинное описание характерных признаков предметов и явлений.

1. Загадыванию загадок должно предшествовать ознакомление детей с предметами, их характерными признаками.

2. Загадки должны быть доступны детям с точки зрения содержания и формы.

3. Обучение отгадыванию загадок должно осуществляться на наглядном материале и на основе соотнесения словесного

образа с реальным предметом.

4. Отгадывание загадок должно сопровождаться рассуждением и доказательствами, объяснением образного описания.

5. Придумывание загадок самими детьми должно основываться на большой предварительной работе по рассматриванию и описанию предметов, отгадыванию готовых загадок.

6. Загадывание и отгадывание загадок следует проводить в игровой форме.

Последовательность работы над словом.

  • обогащение знаний и словаря на основе наблюдений предметов и явлений действительности, обследования признаков предметов, их свойств, качеств.
  • уточнение и закрепление представлений и словаря с помощью иллюстративного материала, развитие обобщающей функции слова, употребление слов в разных ситуациях общения.
  • использование словаря в активной речи, в процессе бесед, разговоров, рассказов, в специальных лексических упражнениях на подбор синонимов, антонимов, на многозначные слова.

| Комментариев к новости «Методическая разработка. Обогащение словаря детей в ДОУ» уже 0:

Как мы одеваемся?

Цель: активизация словообразования словами по лексической теме «Одежда». Обучение верному использованию существительных в речи.

Оборудование: предметы детской одежды.

Описание игры:

Каждый ребенок задумывает какой-нибудь предмет одежды, например, платок, юбку, трусики, майку и тихо называет его логопеду, чтобы другие дети не подслушали. (Педагог следит, чтобы дети не выбрали одно и то же) Затем педагог рассказывает о чем-то, например: «Вася собрался кататься на санках и надел на себя….» прерывая рассказ, он указывает на одного из участников игры. Тот называет предмет одежды, который задумал. Другие дети должны рассудить, правильно ли оделся мальчик.

Формы и принципы словарной работы

Требования к проведению экскурсий и осмотров помещений:

Осмотры должны быть интересны детям: заинтересованность детей ведет к точности наблюдения и глубине восприятия.
Во время наблюдения не следует перегружать внимание детей деталями, многочисленными подробностями. Это отвлекает ребенка от главного и быстро утомляет.
Необходимо обеспечивать детям во время наблюдения активность восприятия: задавать вопросы, разрешать не только посмотреть вещь, но и потрогать, подержать, поиграть с ней.
Необходимо заранее определить те речевые формы, которые будут закрепляться или предлагаться впервые.
Количество наблюдений и экскурсий должно быть педагогически обоснованно и находиться в соответствии с числом других занятий.

Кто быстрее принесет предметы?

Цель: уточнение и активизация словообразования у детей. Развитие навыков классификации лексических тем «Овощи-фрукты».

Оборудование: муляжи овощей и фруктов.

Описание игры:

Игроки садятся на стулья, напротив ставится 2 стула, на них кладутся 5-6 предметов из двух разных категорий: овощи – морковь, капуста, огурец; фрукты – яблоко, груша, вишня. На расстоянии ставят два пустых стула. Двое детей из каждой команды становятся возле стульев с предметами и по сигналу: один, два, три – овощи бери! – начинают переносить нужные предметы на пустые стулья, стоящие напротив. Выигрывает тот, кто вернее и раньше перенесет все предметы, которые относятся к названной категории, и назовет их.

Развитие словаря, задачи, приемы словарной работы

Аспекты словарной работы.

  • Освоение ребенком предметной отнесенности слов и их понятийного содержания. Он связан с развитием познавательной деятельности детей. (Е. И. Тихеева, М. М. Конина, Л. А. Пеньевская, В. И. Логинова, В. В. Гербова, А. П. Иваненко, В. И. Яшина)
  • Усвоение слова как единицы лексической системы, его связей с другими лексическими единицами (ознакомление детей с многозначными словами, использование антонимов, синонимов, т. е. развитие смысловой стороны речи).(Ф. А. Сохин и его ученики: О. С. Ушакова, Е. М. Струнина и др.)

Значение словарной работы

Словарная работа занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей. Имеет большое значение для общего развития ребенка: способствует накоплению и уточнению представлений, формированию понятий, развитию содержательной стороны мышления.

Богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.
Своевременное развитие словаря — один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.
Проводя словарную работу, мы одновременно решаем задачи нравственного и эстетического воспитания

Через слово формируются нравственность, навыки поведения.
От уровня развития эмоционально-оценочной лексики зависит эмоциональное развитие дошкольников, понимание им эмоционального состояния других людей.

Задачи словарной работы

1. Обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, новых значений слов, уже имеющихся в лексиконе

2. Закрепление и уточнение словаря (углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием)

3. Активизация словаря. 2 категории слов:

а) пассивный словарь (слова, которые ребенок понимает, но не употребляет в своей речи),

б) активный словарь (слова, которые ребенок не только понимает, но и активно употребляет в своей речи)

4. Устранение в речи детей нелитературных слов (просторечные, диалектные, жаргонные)

Содержание словарной работы в ДОУ

  • Бытовой словарь: названия частей тела, лица, названия игрушек, посуды, мебели, одежды, предметов туалета, пищи
  • Природоведческий словарь: название явлений неживой природы, растений, животных
  • Обществоведческий словарь: слова, обозначающие явления общественной жизни (труд людей, национальные праздники)
  • Эмоционально-оценочная лексика: слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства (смелый, радостный), качественную оценку предметов (хороший, плохой), фразеологические сочетания, синонимы
  • Слова, обозначающие время, пространство, количество.

Направления словарной работы:

  • расширение словаря на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений
  • усвоение слов на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира
  • введение слов, обозначающих элементарные понятия на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам

Критерии отбора слов

  • коммуникативная целесообразность введения слова в словарь детей
  • соответствие выбранного слова содержания представлений, рекомендованных программой детского сада
  • частота употребления слова в речи взрослых, с которыми общаются дети
  • отнесенность слова к общеупотребительной лексике, его доступность
  • трудности произношения, сложности грамматических форм
  • учет уровня овладения лексикой родного языка детьми данной группы
  • значимость слова для решения воспитательных задач
  • значимость слова для понимания детьми данного возраста смысла художественных произведений
  • отбор слов, относящихся к разным частям речи (существительные, прилагательные, наречия).

Принципы словарной работы

  • единство развития словаря с развитием восприятия, представлений, мышления
  • связь содержания словарной работы с мыслительной деятельностью детей
  • опора на активное и действенное познание окружающего мира
  • использование наглядности как основы для организации познавательной и речевой активности
  • раскрытие значений новых слов, уточнение и расширение значений уже известных слов через сопоставление, подбор синонимов, словотолкование
  • раскрытие значений новых слов, уточнение и расширение значений уже известных слов через сопоставление, подбор синонимов, словотолкование

Ход игры:

Что же будет, что же нет? Поскорее дай ответ!

Играющие встают в круг. Ведущий называет времена года.

Например: «Лето».

А затем, бросая мяч кому-нибудь, называет явление природы.

Например: «Ледоход».

Ребенок, поймавший мяч, должен сказать, бывает такое или не бывает. Игра идет по кругу. Кто ошибся, выходит из игры.

Варианты явлений природы и сезонных изменений: иней, ледоход, капель, листопад, метель, заморозки, дождь, снег, град, гроза и т. д.

Усложнение. Ребёнок даёт полные ответы, объясняя возможность или невозможность того или иного явления природы в данное время года.

Игра с мячом «Ассоциации»

Цели: Расширение объема словаря, развитие речевых ассоциаций, общей моторики.

Содержание.Взрослый бросает мяч ребенку и называет какой-либо конкретный признак предмета: «Красный». Ребенок ловит мяч, добавляет слово, обозначающее предмет, обладающий этим признаком (мак0, и возвращает мяч взрослому.Аналогично: тяжелый – грузовик; колючий ж, холодный снег, высокий – человек, стеклянный – стакан.

Возможно проведение игры на материале конкретной лексической темы (с опорой на картинки и без нее). В этом случае взрослый договаривается с ребенком о том, что ему нужно придумывать слова по определенной теме (к примеру, по теме «Посуда»). При этом на наборном полотне могут быть представлены соответствующие картинки.Примерный лексический материал: глубокая – тарелка; голубая – кастрюля; маленькое блюдце; прозрачный – кувшин.

Игра «Какой предмет?»

Цель — развитие умения подбирать к слову-предмету как можно больше слов- признаков и правильно их согласовывать.

Эта игра для развития речи у детей похожа на предыдущую. Отличие состоит в том, что к слову-признаку дети должны подобрать как можно больше слов-предметов.

Зеленый — помидор, крокодил, цвет, фрукт,.

Красное — платье, яблоко, знамя,.

Игра «Я собрал в огороде…»

Цель — Расширение объема словаря, развитие слуховой памяти.

Содержание. Взрослый начинает игру,произнося предложение: «Я собрал на огороде….огурцы».Ребенок повторяет фразу целиком и добавляет наименование своего овоща: «Я собрал на огороде огурцы и помидоры».Следующий игрок повторяет все сказанное предыдущим участником и придумывает третий овощ: «Я собрал на огороде огурцы, помидоры и лук». Игроки участвуют в игре до первой ошибки. Побеждает тот, кто останется в игре последним.В зависимости от лексической темы предложение меняется по содержанию: «Я собрал в саду….», «Я положил в шкаф…», «Я видел на улице….», «В лесу живет….», «На кухне есть….» и т. д.

Кто это? Что это?

Цель: уточнение, обогащение словообразования словаря детей, обучение детей правильному пользованию в речи словами, обозначающими живой и неживой предмет.

Оборудование: живые или неживые предметы. (Стол, книга, игрушки, птицы, рыбки и т. д.)

Описание игры:

Логопед обращается к детям: «Вокруг нас много разных предметов. И о каждом из них мы можем спросить. Я буду вас спрашивать, а вы мне отвечайте вопросом: Что это?». Логопед указывает на разные неодушевленные предметы: книги, игрушки, стол. «Как можно спросить про эти предметы?» (Что это?)

Логопед говорит: «А сейчас я спрошу вас иначе: кто это?». Логопед указывает на живые предметы: птицу, рыбку, няню, детей – и спрашивает детей: «как можно спросить? (Кто это?) Я вам буду называть разные предметы, а вы мне к этим предметам будете задавать вопросы». Логопед называет живые предметы, а дети ставят вопрос «кто?». Таким образом логопед постепенно подводит детей к понятиям «живой» – «неживой».

Логопед ставит рядом девочку и куклу и спрашивает, чем девочка отличается от куклы. Дети называют разницу и вместе приходят к выводу, что кукла неживая, игрушка, а девочка – живое существо. Далее сравнивают медведя-игрушку, и живого медведя, нарисованного на рисунке. Проясняется, что игрушка-медведь – неживая, а рисунок изображает живого медведя. Подводя итог, логопед делает вывод: все слова, обозначающие неживые предметы, отвечают на вопрос «что?», а слова, обозначающие живые предметы – на вопрос «кто?».

Ход игры.

1. Воспитатель передает платок ребенку, называя глагол, ребенок отдает платок обратно, называя синоним к глаголу.

— Думать -. (размышлять, открыть -. (отворить, отыскать -. (найти, зябнуть -. (мерзнуть, поразить -. (удивить, шалить -. (баловаться, забавлять -. (развлекать, прощать -. (извинять, звать -. (приглашать, реветь -. (плакать, мчаться -. (нестись, вертеться -. (крутиться, опасаться -. (бояться, бросать -. (кидать).

2. Затем дети могут упражняться в подборе синонимов с дополнительными смысловыми оттенками к прилагательным.

— Этот дом большой, а этот. (огромный). Эта одежда старая, а это платье совсем. (изношенное). Это платье чуть-чуть влажное, а это совсем. (мокрое). Мальчик молчаливый, а девочка. (неразговорчивая). Вчера день был теплый, а сегодня. (жаркий).

«Надо сказать по-другому»

Цель: учить детей подбирать к словосочетанию слова, близкие по смыслу.

Послушайте стихотворение:

«Плакала Снегурочка, зиму провожая,

Шла за ней печальная, всем в лесу чужая.

Там, где шла и плакала, трогая березы,

Выросли подснежники — Снегурочкины слезы. «

Т. Белозерова «Подснежники».

— Вот какие ласковые слова нашел поэт, чтобы рассказать о подснежниках и весне. А какая была Снегурочка, провожая зиму? (Печальная)

— К слову печальная подберите слова, похожие по смыслу (грустная, невеселая)

— Если Снегурочка печальная, то какое у нее настроение? (Плохое)

— Послушайте,какие я назову предложения: «Дождь идет. Снегурочка идет».

— Какое слово повторялось? (Идет.) Попробуйте заменить слово идет. Дождь идет. (льет). Снегурочка идет. (шагает). Весна идет — как можно сказать по-другому? (Наступает.) Машина идет. (едет).

Аналогично даются задания со следующими словосочетаниями:

чистый воздух (свежий, чистая вода (прозрачная, чистая посуда (вымытая); самолет сел (приземлился, солнце село (зашло); река бежит (течет, струится, мальчик бежит (мчится, несется).

«Похожие слова»

Цель: Расширить словарь синонимов, развивать умения определять схожие по смыслу слова.

Ход занятия:

Ребята посмотрите сколько гостей к нам пришло. Давайте мы с ними громко поздороваемся.

Воспитатель: Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Входит Федора и плачет.

Воспитатель: Здравствуйте, а вы кто? И почему вы плачете?

Федора: Здравствуйте! Я бабушка Федора. У меня горе вся моя посуда исчезла, где она я не знаю. Вот только один конверт остался. Помогите мне?

Воспитатель: Давайте посмотрим, что в конверте.

В конверте диск звуковое письмо (слайд)

Воспитатель: Федора Егоровна от тебя вся посуда убежала.

Федора: Ну да, что же мне теперь делать? Помогите мне ребята посуду вернуть.

Воспитатель: Ну что, поможем Федоре?

Дети: Да

Воспитатель: Какая посуда от тебя убежала?

Федора: Да вся.

Воспитатель: Давайте ребята расскажем Федоре, какая бывает посуда?

На доске слайд кухонной посуды.

Воспитатель: Эта посуда какая?

Дети: Кухонная.

Воспитатель: Какую кухонную посуду вы знаете?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята посмотрите какая красивая посуда. Давайте мы ее опишем, а помогут нам наши схемы.

Воспитатель: Выкладывает схемы по одной на мольберт.

Воспитатель: Что обозначает эта схема?

Дети отвечают

Воспитатель: и. т. д.

Дети по схемам составляют описательный рассказ 2-3 (кастрюля и сковорода).

Воспитатель: Для чего она нужна?

Дети: В ней варят суп.

Воспитатель: Какие супы вы знаете?

Ответы детей.

Воспитатель: Что еще готовят в кастрюле?

Дети: Кашу.

Воспитатель: Какие каши вы знаете?

Ответы детей.

Воспитатель: Вот видишь Федора для чего нужна кастрюля.

Воспитатель: Еще кто хочет рассказать о любой кухонной посуде?

Ответы детей.

Слайд столовая посуда.

Воспитатель: Еще какая бывает посуда?

Дети: Столовая.

Воспитатель: Какую столовую посуду вы знаете?

Ответы детей.

Слайд столовых приборов.

Воспитатель: А вилка, ложка-это что?

Дети: Столовые приборы.

Слайд со столовой посудой.

Воспитатель: Молодцы ребята!

Воспитатель: Ребята еще какая бывает посуда?

Дети: Чайная.

Воспитатель: Какую чайную посуду вы знаете?

Ответы детей.

Воспитатель: В чем мы воду кипятим для чая?

Дети: В чайнике.

Слайд чайник закипает.

Воспитатель: Посмотрите, как чайник кипит?

Физминутка посуда (в кругу)

Вот большой пузатый чайник.

Очень важный, как начальник (надули живот, показали руками).

Вот фарфоровые чашки.

Очень хрупкие бедняжки (присели, одна рука на поясе).

Вот фарфоровые блюдца.

Только стукни – разобьются (руки на поясе, кружатся).

Вот серебряные ложки

Голова на тонкой ножке (потянулись, руки сомкнули над головой).

Вот пластмассовый поднос

Он посуду нам принес (руки перед собой).

Слайд из мультфильма Федора.

Воспитатель: посмотрите ребята как убегает посуда от Федоры.

Воспитатель: Федора, а почему от тебя посуда убежала?

Воспитатель: Ребята давайте присядем.

Воспитатель: Скажите почему посуда убежала от Федоры Егоровны?

Ответы детей.

Воспитатель: Потому что она ее не мыла, а надо?

Дети: Мыть

Воспитатель? Не чистила?

Дети: А надо чистить.

Воспитатель: Не вытирала?

Дети: Надо вытирать.

Воспитатель: Не расставляла?

Дети: А надо расставлять.

Воспитатель: видишь Федора, что надо делать с посудой. Ее надо мыть, чистить и будет она чистая и красивая.

Федора:

Ой вы бедные сиротки мои,

Чашки, блюдца, сковородки мои.

Вы подитека, немытые домой,

Я водою вас умою ключевой.

Я почищу вас песочком,

Окачу вас кипяточком.

И вы будете опять,

Словно солнышко, сиять!

Воспитатель: Ребята давайте поможем Федоре позовем ее посуду.

Дети: Посуда вернись пожалуйста к Федоре.

Слайд из мультфильма Федора (Возвращение посуды)

Воспитатель: Федора ты рада, что посуда к тебе вернулась?

Федора отвечает.

Воспитатель: Ребята давайте вместе с Федорой порадуемся и потанцуем немножко.

Физминутка (слайд музыкальный танец посуды).

Воспитатель: Запомнила Федора, что обижать посуду нельзя.

Федора: Спасибо вам ребята, что помогли вернуть мне посуду. Я обижать ее не буду никогда.

Федора уходит и наталкивается на стол.

Федора: Ой, а что это у вас такое?

Воспитатель: Ребята это нам посуда на радостях оставила мороженное.

Раздается мороженное.

Воспитатель: Бабушка Федора у тебя какое мороженное?

Федора: Апельсин.

Воспитатель: Ребята, а правильно сказала Федора?

Дети: Нет.

Воспитатель: Как правильно сказать?

Дети: Апельсиновое.

Воспитатель: Катя, а у тебя какое мороженное?

Катя: Малиновое.

Воспитатель: Но, а мы отнесем мороженное нашим куклам и угостим их.

Федора: Спасибо детишки и до свидания.

Воспитатель: Ну что ребята мы сегодня столько много рассказали о посуде, какая она, из какого материала она сделана и для чего она нужна. Помогли Федоре вернуть посуду. И научили ее, как правильно обращаться с ней. Вы все молодцы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Рукоделие
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: