Картотека дидактических игр для детей

Старшая группа

Игры для старших дошкольников должны быть направлены на развитие логического мышления, речи, интеллекта, любознательности, усидчивости. В этом возрасте дети должны классифицировать растения по разным признакам, начинается подготовка к школе.

Превращаемся в цветок

Игра укрепляет лицевые мышцы, способствует общему физическому развитию.

Предложите воспитанникам изобразить с помощью мимики и телодвижений цветок, как он распускает лепестки, тянется к солнечному свету, склоняет стебель под дождевыми каплями, закрывается на ночь.

Назови лишнее

Для игры подготовьте группы карточек: луговые виды, лесные, полевые, садовые, водные. В каждой группе по 4 растения, из них одно не соответствует категории. Раскладывайте карточки перед игроками, просите назвать лишний вид, объяснить свое мнение.

Например: роза, тюльпан, клевер, пион. Клевер относится не к садовым, а к луговым растениям.

Цветы

Помимо знакомства с растениями, цель дидактической игры «Цветы» – физическая тренировка, развитие ловкости и чувства ритма.

Дети играют по очереди. Игрок берет мяч, бьет его о пол или стену, ловит, при каждом ударе называет растение. Он должен назвать 5 видов. Повторяться нельзя. Если игрок не может вспомнить растение, то отдает мяч и право играть следующему игроку.

Назови прилагательное

Игра формирует навык образования прилагательных от существительных. Называйте цветок и объект. Игрок должен назвать прилагательное, являющееся качественным признаком этого объекта:

  • мак, а зерно… маковое;
  • ромашка, а поле… ромашковое;
  • роза, а бутон… розовый;
  • акация, а мед… акациевый;
  • василек, а глаза… васильковые;
  • одуванчик, а варенье… одуванчиковое.

Ход игры:воспитатель рассказывает:

— Прислала бабушка Наташе подарок.Смотрит Наташа: лежит в корзиночке что – то круглое, гладенькое, зеленое, а с одного бока красное, откусишь его – вкусное, сочное. Растет на дереве.

«Забыла, как это называется», — подумала Наташа. Дети, кто поможет ей вспомнить, кА называется то, что ей бабушка прислала? (показывает на ребенка, который будет отвечать). Такие разговоры – загадки воспитатель может вести о разных предметах и явлениях.

«Что за птица» (старшая группа)

Дидактическая задача: учить детей описывать птиц по характерным признакам и по описанию узнавать их.

Игровые правила: описать прилетевшую птицу нужно не только словом, но и имитацией ее движений. Кто правильно назвал птицу, тот становится водящим.

Ход игры: игра начинается с выбора водящего, который загадывает, что за птица прилетела. Вот, например,как водящий описывает журавля:

Есть у меня птица

Вот такая, вот такая!-

Показывает руками, какой величины у него птица.

Все играющие говорят:

Летит. летит птица,

к нам летит!

водящий:

Крылья у птицы

Вот такие, вот такие! –

И показывает, широко раскинув руки, какие большие крылья у птицы.

Все играющие:

Летит, летит птица,

К нам летит!

Водящий:

Клюв у этой птицы

Вот такой, вот такой!

Тот, кто отгадал, становится водящим. Новый водящий описывает птицу, у которой есть особые приметы, например орла, попугая, дятла, ворону, петуха.

«Хорошо – плохо» (подготовительная группа)

Дидактическая задача: расширять знания о явлениях природы, давать им оценку.

Игровые правила: дети высказываются по очереди, выслушивают друг друга, повторы не допускаются.

Ход игры: воспитатель называет природное явление или объект, а дети сначала перечисляют его полезные свойства, а потом — вредные.Например: мороз, это хорошо, потому что легко дышится; снег не тает, можно на санках кататься; речка замерзает, каток не надо заливать и т. д. Но мороз, это плохо, потому что руки мёрзнут, нельзя долго гулять и т. д.

Усложнение — задать детям «точку зрения», с позиции которой они будут обосновывать свои доводы. Например, когда дождь — это хорошо или плохо для дерева, кошки и т. д.

«Лото» (2 младшая группа)

Дидактическая задача: упражнять в образовании форм множественного числа существительных (в именительном и родительном падежах).

Игровая задача: Раздаем детям картинки, оставляя у себя парные.Объясняем условия игры: Я буду показывать картинки. На каждой картинке нарисована какая-нибудь игрушка. Тот, у кого окажется картинка с такими же игрушками, должен быстро сказать об этом.

Игровые правила: быстро называть предмет, если не назвали. Забираем картинку. Назвавшему правильно воспитатель отдает свою картинку.

Ход игры:воспитатель говорит: «У меня колесо». А у Веры колеса.Вера должна быстро сказать: «У меня колеса» или «У меня много колес». Игрушки надо обязательно называть.

«Угадай и расскажи» (старшая группа)

Дидактическая задача: закреплять знания о лесных жителях, их среде обитания и образе жизни. Формировать пространственное мышление. Воображение. Развивать связную речь. Активизировать словарный запас детей.

Игровая задача: Из предложенных картинок найти на них изображение птиц, зверей, насекомых. И рассказать об этом другу, чтобы это он сам нашел это на картинке.

Игровые правила: количество играющих 5-6 человек за правильно составленное предложение ребенок получает звездочку, кто больше наберет таких звездочек, тот и выиграл.

Ход игры: детям предлагаю рассмотреть картину лесного ландшафта, на котором присутствуют звери, птицы, насекомые, но на первый взгляд они не видны. Нужно присмотреться, чтобы заметить, где они спрятаны. Ребенок на картинке ищет зверей, птиц, насекомых, придумывает, как о них рассказать, чтобы другой ребенок мог их найти и добавить что – либо новое.

«Назови лишнее слово» (подготовительная группа)

Дидактическая задача: активизировать внимание; развивать мышление, речь. Навык правильного звукопроизношения

Игровая задача: Из предложенных слов назвать «лишнее» слово, объяснить, почему оно «лишнее».

Ход непосредственно-образовательной деятельности

1. Организационный момент.

Воспитатель:

Собрались все дети в круг

Я- твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

В:А теперь улыбнитесь нашим гостям и поздоровайтесь с ними. (дети здороваются)

В: И вам ребята, я скажу-

«Здравствуйте, милые дети!

Вы прекрасней всех на свете!

Вот таких хороших и пригожих я приглашаю поиграть. Хотите? Тогда садитесь на ковёр.

(аудиозапись «Детские голоса»(1 слайд)

2. Мотивация к деятельности.

В: Ой, ребята, что это за шум? Что за крики? Как вы думаете, откуда доносятся эти звуки? Мне кажется, это переполох на детской площадке. Видимо там что-то случилось.

Может быть нужна наша помощь? Давайте отправимся на детскую площадку.

А чтобы попасть туда быстрее, я предлагаю поехать на лошадке.

(аудиозапись «Песня про лошадку»(2 слайд)

В: Вот мы и приехали. Что нужно сказать лошадке, за то, что она нас так быстро довезла? (Спасибо, лошадка)

3. Проблемная ситуация.

В: Теперь нужно узнать, что же здесь случилось, почему так шумно было?

Ребята, давайте подойдём поближе. Что-то тишина, посмотрите, здесь сидят игрушки.

Кто это? (Мишка) А это? (Уточка)

Детки, посмотрите, они все такие красивые, но такие невесёлые. У них глаза грустные.

Ребята, давайте узнаем, что здесь произошло?

(воспитатель наклонился к мишке)

В: Мишка мне сказал на ушко, что они поссорились с мышонком из-за того, что не знают, кому, что для работы пригодится.

Вы хотите им помочь? (да)

Тогда нам нужно очень постараться.

4. Дидактическая игра.

Дети, посмотрите на картинку. (слайд 3)

А это кто? (повар)

Найдите тот предмет, который нужен повару (кастрюля)

А это? (водитель) (слайд 4)

Найдите предмет, относящийся к водителю (руль)

Кто это? (доктор) (слайд 5)

А что ему понадобится для работы? (ответы детей)

Вика, найди пожалуйста предмет, который нужен доктору (шприц, фонендоскоп)

Вот по дорогам у нас ездят машины, а в небе что летает? (самолёт)

А кто управляет самолётом? (лётчик, пилот)

А теперь давайте побудем с вами немножко водителями. Взяли в руки руль.

Физкультминутка «Лётчик»

Быть шофёром хорошо (крутим руль)

А лётчиком быть лучше (руки в стороны)

Я бы в лётчики пошёл, (хлопают в ладоши)

Пусть меня научат. (топают на месте)

5. Подача новых знаний.

Ребята, а теперь давайте вернёмся к спору Мишутки и Уточки

Что это? (шприц)

Для чего? (делать уколы)

А кому 0он понадобится? (доктору)

А это что? (кастрюля)

Для чего нам нужна кастрюля? (варить кашу, суп)

Кому нужна кастрюля? (повару)

А это у нас что такое? (руль)

Для чего нужен руль? (водить машину)

А кто у нас водит машину? (водителю)

В: Замечательно, вы у меня уже совсем большие, всё знаете! Ребята, утром родители приводят вас в детский сад, а сами идут куда? (на работу)

В: А для чего родители ходят на работу? (чтобы зарабатывать деньги)

В: А ещё, чтобы помогать другим людям. Вот, например, дворник подметает дорожки, чтобы нам было чисто по ним ходить, а чем он будет подметать? (веником, метлой)

А что делает продавец в магазине? (продает конфеты, хлеб)

Ребята, а вот людям других профессий понадобятся совсем другие предметы. Кому-то бумага и ручка, а кому-то кирпичи или лопата.

6. Игра на развитие слухового восприятия.

А есть предметы, которые работают очень громко, я предлагаю вам игру «Что шумит?» (аудиозапись «Звук молотка, пилы, пылесоса») (слайд 6)

Что это за звук? (молоток)

А как молоток стучит? (тук-тук-тук)

(слайд 7) А это что так шумит? (пила, вжик-вжик-вжик)

(слайд 8) А это чей звук? (пылесос, вжжжжж)

В: А скажите, с каким из этих предметов работает наш младший воспитатель, Татьяна Владимировна? (с пылесосом)

7. Подведение итогов. Рефлексия.

В: А теперь, давайте вернёмся к нашим друзьям и ещё раз напомним, кому, что нужно для работы.

В: Так что же нужно для работы повару? (кастрюля)

Доктору? (градусник)

Водителю? (руль)

В: Помогли мы Мышонку и Уточке разрешить спор? (да)

Вы такие молодцы! Игрушки вам очень благодарны за помощь.

А теперь, я предлагаю взять наших новых друзей и поиграть с ними и не забудем про наших лошадок.

Игры для дошкольников «Собери цветок»

Существует несколько вариантов занятия для детсадовцев разных возрастных групп.

Цель дидактической игры «Собери цветок» – расширение представлений о цветущих растениях, закрепление в памяти основных колеров.

Задачи занятий:

  • закрепление названий цветущих растений;
  • формирование знаний о частях, из которых состоят растения;
  • закрепление названий основных колеров;
  • расширение индивидуального словаря по теме «Растительный мир»;
  • улучшение навыка сбора частей в целое по шаблону;
  • совершенствование умения вести количественный и порядковый счет;
  • улучшение навыка плоскостной ориентации;
  • улучшение памяти, речевых навыков, концентрации внимания, моторики пальцев рук;
  • развитие интеллекта, способности логически мыслить;
  • расширение кругозора;
  • воспитание заботливого и уважительного отношения к объектам природы.

Вариант 1

Для детей младшей возрастной группы подходит игра «Собери цветок из частей».

Для занятия подготовьте контурные шаблоны 3-х разных цветков, приклейте на картон. Из цветных картонных листов вырежьте детали, из которых состоят растения, соответствующие по форме шаблону, окрашенные в основные цвета: красный, желтый, синий, зеленый. На каждый колер должно приходиться 2 цветка.

Сначала покажите воспитанникам, как правильно составить цветок из деталей. Затем предложите выполнить задание самостоятельно.

По ходу занятия задавайте детям вопросы: «Сколько лепестков?», «Какого они цвета?» и прочие.

Вариант 2

Для игры в средней возрастной группе сделайте картинки, изображающие знакомые детям, растущие у нас растения: одуванчик, колокольчик, ромашку, тюльпан, мак, подснежник, мать-и-мачеху, анютины глазки и прочие. Разрежьте карточки произвольно на несколько частей, сложите в конвертики.

Раздайте воспитанникам по конвертику. Игровая задача – собрать из частей картинку. Правильно выполнив задание, игрок должен сказать, какое растение у него получилось.

Вариант 3

Для детсадовцев старшей возрастной группы подойдет более сложная игра, для которой нужно сделать карточки, изображающие цветочные головки и отдельно картинки стеблей и листьев тех же самых цветов.

Раздайте игрокам карточки с листьями. Показывайте цветочные головки. А дети должны угадать, к какому стебельку их приделать.

Можно провести и обратную игру: раздать участникам головки, а показывать стебли и листья.

В ходе игры общайтесь с воспитанниками, задавайте вопросы: «Где растет ромашка?», «Почему мать-и-мачеха так называется?», «Когда зацветает подснежник?» и прочие.

Младшая группа

Для младших дошкольников рекомендуются несложные познавательные, подвижные и музыкальные игры.

Выложи цветок

Сделайте для игры две бумажные ромашки с отделенными от сердцевины лепестками. Число лепестков должно соответствовать количеству игроков. Разложите ромашки на полу возле стены. Разделите воспитанников на 2 группы с равным количеством игроков.

Предложите командам перенести свою ромашку к противоположной стене. Каждый игрок переносит только одну часть растения: первый – желтую сердцевину, второй – лепесток и так далее. Брать сразу два лепестка игроку нельзя. Следующий участник начинает движение, когда предыдущий вернется на старт. Побеждает команда, которая первой соберет свою ромашку.

Собери букет

Перед игрой расскажите детям, из каких частей состоят цветы: сердцевины, лепестков, стеблей и листьев. Вырежьте из цветной бумаги части растений, склейте в букетную композицию, но лепестки не приклеивайте. Сделайте для каждого цветка лепестки определенного колера из основного спектра. Расскажите воспитанникам, что ветер сорвал лепестки, которые теперь нужно подобрать по колеру для каждого растения в букете.

Также можно предложить воспитанникам похожую дидактическую игру «Собери цветок».

Колокольчики

Дети по жребию выбирают ведущего. Он выходит из помещения. Игроки прячут картинку, изображающую цветущий колокольчик, в игровой комнате, сами разбирают музыкальные инструменты – маленькие колокольчики, распределяются по помещению. Причем один из игроков должен стоять близко к спрятанному изображению.

Ведущий входит в игровую комнату, начинает ходить по ней, подходить к ребятам. Когда он подходит к игроку, который стоит далеко от картинки, тот не звенит в колокольчик. Когда приближается к участнику, стоящему ближе к картинке, тот издает тихий звон. Ведущий приближается к цели еще ближе – игрок издает звук громче. Участник, находящийся ближе остальных, звенит громче всех. Так ведущий понимает, куда ему двигаться в поиске картинки.

Распускается цветок

Игра познавательная. Предварительно расскажите детям, как в природе распускаются цветы. Подготовьте шаблоны растений, раздайте воспитанникам. Покажите, как закрутить лепестки. Пусть дети поставят цветы в стакан с водой, наблюдают, что происходит с лепестками. Под воздействием влаги лепестки начнут «распускаться».

Подготовительная группа

В этом возрасте детсадовцы готовятся к школе. Они должны владеть навыком повествования, рассказывать по памяти и наглядному материалу

Важно с помощью игры развивать у будущих школьников воображение, память, пространственное и цветовое восприятие, воспитывать коммуникабельность, чувство прекрасного, умение строить диалог, внимательность, усидчивость

Что ты за цветок?

Предложите воспитанникам «превратиться» в цветы. Каждый игрок выбирает, каким растением стать, но не рассказывает об этом товарищам. Дети по очереди выходят вперед, изображают свой цветок при помощи мимики, телодвижений, при этом не произносят ни слова. Остальные ребята должны догадаться, о каком растении идет речь.

Цветочный магазин

Для игры подготовьте натуральные или искусственные цветы. Дети выступают флористами. Игра коллективная, учит общению, совместной работе, организованности.

Воспитанники составляют красивый букет. Затем стараются его продать воспитателю. При этом они должны расхвалить букет, объяснить, какие растения использовали, почему выбрали их, для какой цели предназначена цветочная композиция.

Цветочные названия

Игроки образуют круг. Воспитатель становится в центр, бросает мяч поочередно каждому ребенку, произнося имя либо объект, названный схоже с цветком. Игрок, поймавший мяч, должен назвать соответствующее растение. Например: Василий – василек, гвоздь – гвоздика, Роман – ромашка, кувшин – кувшинка, Лиля – лилия, Виолетта – виола, ириска – ирис. Игрок, затрудняющийся с ответом, выбывает из круга.

Собери лепестки

Игра развивает зрительное восприятие, учит ориентироваться в палитрах оттенков.

Подготовьте раздельные элементы цветочных лепестков, имеющие разную форму и оттенки определенного колера. Предложите детям составить цветок из элементов лепестков, окрашенных в светлые и темные оттенки, дать ему название. Это должно быть знакомое детсадовцам растение.

Тематическая неделя “Цветы”

28 October, 2013

Занятия в нашей “Школе малышей” по новой теме могут получиться очень наглядными. Мы ведь начинаем учить цветы, а сейчас, осенью, они растут всюду

В общем, собираемся на прогулку и обязательно рассматриваем все цветы в округе :) Чтобы развивать ребенка дома, совсем не нужно закупать множество развивающих игрушек и сидеть с книжками часами, важно просто много разговаривать, экспериментировать, помогать ребенку видеть и слышать самое интересное

Готовя новые развивающие игры для детей, мы продумывали задания на развитие мелкой моторики и логики, для подготовки руки к письму и изучения цветов, а также на конструирование.

Тематический комплект заданий “Цветы”

В комплект входят такие развивающие задания:

  1. Обведи цветок по контуру. Задание вставляем в прозрачный файл-уголок и маркером для белой доски обводим рисунок по контуру. После выполнения этого задания можно дать малышу этот цветок раскрасить карандашами или фломастерами.
  2. Лото “Садовод”. Играть по правилам обыкновенного лото.
  3. Шаблон для аппликации. На него можно наклеить цветы из кусочков цветной бумаги, журналов или кухонных салфеток,  а можно намазать внутри пунктиров клеем, а потом посыпать манкой или другой крупой.
  4. Сделай цветам серединки из пластилина/теста. Этот лист можно вложить в файл-уголок и на серединки цветов приклеивать шарики из теста или пластилина.
  5. Конструирование. Вырежьте цветные детали и наклеите их на картон, а потом вместе с ребенком на шаблоне постройте из них цветы.
  6. Цепочка “Вырасти цветок”. Эти пазл из 4-х частей, на которых показаны этапы роста цветка.
  7. Карточки-пазл “Побери цвет”. Этот лист можно также наклеить на картон или заламинировать. А потом играть с ребёнком, подбирая к карточке с цветком карточку с подходящим цветом.

Также мы рисовали цветы в а нашем Алфавите ладошками:

  • На букву В: василёк
  • На букву К: кактус с цветочками
  • На букву Л: лилия
  • На букву Н: нарцисс
  • На букву Х: хризантема
  • На букву Ц: цветок
  • На букву Т: тюльпан
  • На букву Ф: фиалка

Как всегда, низкий поклон и огромное спасибо за репосты и сарафанное радио!

Ах да, и ещё не теряйте нас – смело подписывайтесь на обновления блога. Мы ручаемся за чистоту Ваших почтовых ящиков, потому что присылаем только свежие идеи и игры для детей. Мы не разглашаем Ваши почтовые адреса и никогда не присылаем спам. Мы ценим каждого подписчика!

Желаем Вам увлекательных занятий с детьми и весёлых совместных игр!

← Рисование ладошками. Буква Ч Детский плакат “Русский алфавит” →

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Рукоделие
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: