План-конспект занятия «Путешествие в страну Пения»
Конспект занятия на тему: «Путешествие в страну Пения» (введение в образовательную программу обучения эстрадному вокалу «Подающие надежды голоса»)
Возраст учащихся: 7 лет
Количество детей: 12 человек
Продолжительность занятия: 25 мин
Тип занятия: изучение нового материала.
Форма занятия: групповое, игра — путешествие.
Методы обучения: словесный, эвристический, наглядного восприятия, творческий.
Цель: Введение детей в мир пения.
Задачи:
Образовательные:
познакомить с основными разделами программы «Подающие надежды голоса» ( Пение как вид музыкальной деятельности. Понятие о сольном ансамблевом пении. Вокально-певческая установка. Певческое дыхание. Дикция и артикуляция. Вокальные упражнения. Основы теории музыки. Игровая деятельность, театрализация).
Воспитательные:
- развивать коммуникативные навыки;
- развить мотивацию к занятиям в вокально – эстрадном ансамбле;
- создать ситуацию успеха для каждого ребенка на занятии;
- воспитывать чувство любви к прекрасному.
Развивающие:
способствовать развитию музыкально — певческих навыков,
чувства ритма, музыкального слуха, внимания, памяти, воображения;
формирование сценической культуры, творческой самостоятельности.
Методы обучения: словесный, эвристический, наглядный, творческий. Формирующиеся компетенции:
познавательные: продуктивное и репродуктивное познание, постановка и решение познавательных задач;
ценностно – смысловые: ценности культуры (музыки, поэзии);
коммуникативные: способность организовать свое поведение адекватно задачам общения;
социальная компетентность: способность действовать с учётом позиций других людей, сотрудничество;
компетенции деятельности: обучение, творческая и игровая деятельность.
Целесообразность применяемых форм и методов работы.
Игровая форма занятия является оптимальной формой работы с детьми младшего школьного возраста. Она способствует эмоциональному общению детей, развитию их творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через выполнение индивидуальных и групповых заданий. При обучении эстрадному вокалу применяется интеграция различных направлений деятельности (пение, музыкально-ритмические движения, хореография, актёрское мастерство), которая направлена на достижение единой цели.
На занятии используются методы:
- метод опережающего обучения;
- методы развития творчества: импровизация, драматизация.
Все методы используются в тесной взаимосвязи. Это помогает педагогу вести в течение занятия такое необходимое живое общение педагога с детьми, позволяющее легко переходить от одного этапа занятия к другому, поскольку носит эмоциональный характер и вызывает у ребят чувство радости. Такой процесс восприятия информации наиболее эффективен. Контроль над эффективностью реализации разработки данного занятия педагог может осуществлять незаметно для учащихся, так как в конце занятия они сами показывают в игровой форме, насколько реализованы цели и задачи, поставленные педагогом.
Роль и место занятия в образовательном маршруте обучающихся, практическое назначение занятия.
Дети, на данном занятии имеют возможность продолжить знакомиться с некоторыми разделами программы, по которой они будут обучаться на протяжении всего курса программы в вокальном объединении.
Ожидаемые результаты.
Положительный настрой детей на занятия в вокально — эстрадном ансамбле.
Оборудование.
- компьютер;
- мультимедийный проектор (изображение: фото коллектива, иллюстрации «Солист», «Дуэт», «Трио», «Вокальный ансамбль»; музыкальных инструментов: скрипка, флейта, гитара );
- синтезатор;
- наглядный дидактический материал (нотный стан, ноты);
- 12 разноцветных браслетов на руку ;
- воздушные шарики по количеству детей;
- костюмы (феи, эльфы, гномы).
Музыкальный материал:
- песенки-распевки:
- фонограмма песни «Воздушные шарики» (сл. и муз Анны Петряшевой);
- И.С.Бах «Шутка»;
- Д. Скарлатти – Соната «Соль мажор»;
- Н. Паганини «Каприз».
Музыкальный досуг в старшей группе «Э. Григ – детям»
Музыкальный досуг в старшей группе «Э. Григ – детям»
Цель:
Знакомство с музыкой Э.Грига.Задачи: 1. Разнообразить музыкальные впечатления детей. 2. Развивать познавательную и творческую активность. 3. Способствовать развитию творческого мышления, речи, памяти. 4. Воспитывать любовь к классической музыке.
Оборудование:
Портрет Э. Г рига, видеозапись исполнения пьесы «Кобольд», краски, листы для рисования, стенд для выставки.
Ход занятия:
Муз. рук.
: Добрый день, ребята. Сегодня мы с вами совершим путешествие в удивительную страну — Норвегию. Это далекий суровый северный край. В этой стране родился и вырос композитор Эдвард Григ. Творчество Эдварда Грига широко известно во всём мире. Любят его и в нашей стране.(Показ портрета композитора). Однажды с ним произошла удивительная история. Сейчас, я вам ее расскажу. Однажды Э. Григ гулял по лесу и увидел маленькую девочку. Она громко плакала. Он подошел к ней, чтобы узнать, что случилось. Оказалось, что девочка заблудилась. Григ помог ей выйти из леса. По дороге они много разговаривали и подружились. Тогда Григ решил попробовать сочинять музыку для детей.
Так как Григ родился в стране, где очень любят сказки, то он и сам верил в легенды и сказания, в таинственных лесных духов, троллей, эльфов. Об этом он рассказывал в своей музыке, многие его произведения волшебные, сказочные и они оказывались близки и понятны детям.
Сегодня мы познакомимся с одним из таких произведений. Оно называется «Кобольд». Как вы думаете, кто такой кобольд?(Возможные ответы детей.)
Кобольд — это маленький, проказливый гномик — домовенок. Он забирается в дома и устраивает там всякие проказы. Шалит, гремит посудой, меняет местами вещи. Сейчас мы с вами послушаем эту пьесу.
Вот как это гномик описан в одной из сказок: «…в нескольких шагах от себя, среди обвалившихся камней, Ганс заметил маленького кобольда. Он был ростом с человеческого младенца, с большой головой и тонким тельцем, до пола у него свисала ярко – рыжая борода, а на голове торчали маленькие едва заметные ушки».(Показ картинки).(Прослушивание пьесы).
Муз. рук.
: Какой характер у этой музыки? (Быстрая, волшебная, отрывистая, веселая и т.д.)
Муз. рук.
: Ребята, как вы думаете, что можно сделать, чтобы кобольд не шалил дома?
(Дети отвечают. Ответы детей полностью зависят от их фантазии.)
В Норвегии жители верят, что если на порог дома поставить еду, то кобольд заберет ее и не станет заходить в дом. Вот если еду не поставить, то он разозлится и может даже разбить посуду или еще как-нибудь нашалить в доме.
Игры, развивающие голос
Существуют также увлекательные игры, с помощью которых можно благотворно влиять на голос ученика.
“Колокол”
Импровизация звона разнообразных колоколов и колокольчиков на разный лад. Нужно произносить «Бим бом бум бим бам», меняя тембр и интонацию. Многим детям нравится изображать сначала маленький дверной колокольчик, а затем звон огромного колокола башни.
“Береги огонь”
Игровой приём, предназначенный для равномерного дыхания. Нужны свечки, на которые дети будут дуть. В соревновании побеждает тот, кто дольше всех сохранит дыхание, и не потушит свечу.
“Обезьянки”
Игра, с помощью которой развивают артикуляцию, жесты и мимику. Дети должны имитировать маленьких обезьянок и периодически кричать с разными интонациями. А затем демонстрировать события, которые происходят в обезьяннике.
“Прогулка”
Учитель составляет сценарий и распределяет действия между участниками. Дети воспроизводят сюжеты движениями, звуками и песнями.
Кот вышел на прогулку. Мяу-Мяу. Котик увидел цветок и начал нюхать. Ребенок имитирует движения. Кот поранил лапку. Ай-яй-яй. Стало ужасно больно. Котик увидел консервы и побежал кушать. Мур-Мур-Мяу. По факту, сюжет может быть любым. Главное – задействовать голос, движения, мимику.
Тяжело переоценить пользу пения для маленьких детей. Все занятие пением для детей способствуют улучшению чистоты голоса детей и проводятся по заранее разработанной системе. Развитие музыкального слуха у детей приводит к хорошим результатам в пении.
Урок четвёртый
Забудь про потолок
На очередном уроке по вокалу в «Виртуозах» преподаватель замечает, как моя зажатость отражается на теле. Иногда я чуть-чуть склоняю голову набок перед тем как взять ноту повыше. Иногда — «рисую» рукой воображаемую лестницу, но она всё равно оказывается ниже моих возможностей.
«Машка, представь, что над тобой бесконечное небо, а не слой белой штукатурки», — говорит Анара Ариповна. Я ей, несомненно, верю, но продолжаю упираться макушкой в собственный психологический потолок.
Когда он появился? Точно и не сказать. Надстраивался по чуть-чуть, год от года, с каждым новым разочарованием.
Например, я помню, как в 8 классе впервые не смогла перепрыгнуть планку на уроке физкультуры (по научному это называется «прыжок в высоту с разбега»). Я всегда прыгала как сайгак, но в ту осень что-то случилось. И планка высотой 75 сантиметров превратилась в Великую Китайскую стену. Почему это произошло?
Кажется, в то лето я заставила себя разлюбить. Первая настоящая и очень сильная любовь была задушена первой гордостью. В протоколе так и записано: «Эльдар Л., находясь со мной в одном отряде летнего лагеря «С.», предложил моей лучшей подруге Ленке А. дружбу на десять дней».
Потолки, стены, планки — всё придётся разрушить, чтобы начать петь. Самое забавное, что разрушать эти преграды я буду при помощи пения. Для этого есть Анара Ариповна, специальные упражнения и моё осознание, что «наша крыша — небо голубое» )))
Пойду-ка я распеваться и петь буду «на улыбке» (это один из приемов для расшатывания столетних сводов).
Урок первый
Боюсь петь
В детстве я пела на всех школьных праздниках, позже, когда выросла, на дружеских посиделках и семейных застольях. У меня есть слух, приятный голос и не прокуренные связки. Ещё я помню необъяснимое состояние блаженства от пения в хоре, где сорок неокрепших тембров объединялись в один, крепкий и волшебный. Мне всегда нравилось петь, ведь это так же естественно для человека, как спать или есть. А тут вдруг — психологические зажимы, страхи и ощущение, что какая-то важная часть тебя сломалась, вышла из строя. И можно было бы плюнуть, напиться и забыться. Но я начала следовать правилу: если боишься — иди на страх! Там ты столкнёшься с чем-то важным.
Страх навел меня на мысль об уроках по вокалу. Я «включила» сарафанное радио, искала в соцсетях профессиональных педагогов. Если мне не нравилось пение потенциального учителя, пусть даже супер-пупер-заслуженного, мои поиски продолжались. Потом я вспомнила про приятельницу, работающую в музыкальной школе для взрослых и позвонила ей.«Даша, — говорю, — у вас есть педагог, который еще и способностями психолога обладает?»
Оказалось, что такой человек есть. Более того, я могу сходить на первый бесплатный урок и познакомиться с учителем. Было бы глупо не воспользоваться ситуацией!
И вот я пришла в школу. Пока жду своего часа, рассматриваю с удовольствием уютный интерьер школы, попиваю чай с сушками — тут всегда угощают горячим чаем. Знакомлюсь с 14-летней Забавой, ожидающей своего урока по игре на скрипке. Интересная, намного смышлёнее многочисленных сверстников, она рассказала, как обрадовалась, узнав о существовании музыкальной школы для взрослых. В её возрасте «музыкалку» уже заканчивают.
Пока болтаем с Забавой, я слышу, как за дверью кто-то из учеников поёт-надрывается и думаю, что через 10 минут и я буду так же выть, распугивая ворон за окном. И меня одолевает неловкость.
Мой час наступил. Захожу в очаровательную фиолетовую комнату (я бы в такой жить осталась). Знакомлюсь с педагогом Анарой Ариповной СложнаяФамилия :)). Она тут же спрашивает, чего я хочу и какую цель преследую. Я всё честно выкладываю, мол, так и так, хочу убрать зажимы.
Начинаем прослушивание. Идём по стандартной лестнице аккордов. Буквально с первых секунд с удивлением обнаруживаю, что стеснение, которое я испытывала только что, почти исчезло. Я думаю о Забаве, сидящей на удобном диване за дверью класса и плетущей фенечку на день рождения подруге, о том, что она слышит мой не поставленный голос, но это почему-то не пугает (мне даже приятно её невидимое присутствие).
Первое, что я осознала, — я могу петь! Осталось только разбудить эти дремлющие силы.
Второе — я хочу петь! Этот процесс приносит мне необъяснимое удовольствие. И пусть я не стану новой «бабушкой рок-н-ролла», как Дженис Джоплин или Патти Смит.
И третье, что меня зацепило, — это педагог. Когда Анара Ариповна начала стучать по моей спине кулаками (не больно, конечно!), я поняла: эта женщина знает, что делает. Я журналист, работавший на радио, и мне известно, что голос не существует сам по себе, а речевой аппарат не работает отдельно от всего тела. Актёры, журналисты, политики долго учатся правильно дышать, расслаблять мышцы, говорить грудью. Если ты будешь напуган и зажат, твой голос станет плоским, зазвучит выше, станет ненатуральным и фальшивым. Нужно, чтобы заговорили не связки, а потроха. Тот, кто видел фильм «Король говорит», поймёт, о чем я. И поймет, почему этот мини-сеанс массажа на уроке вокала так меня порадовал.
А когда я еще и без особого труда взяла ре диез второй октавы, то над вывеской музыкальной школы «Виртуозы» для меня загорелся зелёный свет. (вообще-то, ре диез второй октавы — это совсем не высоко. Но даже в хоре я никогда не осмеливалась туда забраться).
Мне было достаточно пятнадцати минут пробного урока, чтобы на последние деньги купить абонемент на 8 занятий. Я буду вести дневник о том, как меня учат петь заново. Буду описывать свои ощущения от урока к уроку.
Урок третий
Дыши
Первое, что ты слышишь на уроках вокала, — это фразу «чтобы хорошо петь, надо правильно дышать». Правда, звучит странно? Как вообще можно дышать неправильно?
Я начинаю приходить к выводу, что почти всё «неправильное» в жизни — это то, что я делаю неосознанно. Как я научусь петь, если я не понимаю, каким образом рождается звук. Если я не знаю, что воздух внутри меня может не только насыщать клетки кислородом, но и способен стать крепким стержнем, опорой для песни, которую я запою через минуту
Осознавать свое дыхание действительно очень важно. Но кто из нас задумывается о вещах, которые происходят в нашем теле сами собой?
К счастью, в разное время и в разных ситуациях мне приходилось осознавать дыхание:
когда я занималась фридайвингом (мне объясняли, что в легких всегда остается больше воздуха, чем кажется, и если ты это знаешь, ты можешь оставаться под водой гораздо дольше);
когда погружалась в море с аквалангом (тут, наоборот, ты должен дышать непрерывно, ни в коем случае нельзя задерживать дыхание)
я уже не говорю о моем недавнем опыте медитации Випассана, где ты первые несколько дней учишься только лишь осознавать дыхание как нечто естественное, постоянное, реальное
Только после этого ты способен концентрировать внимание на материальной оболочке — теле.. Еще со времен детской музыкальной школы я знала, что певец дышит не грудью, а диафрагмой
Эта мышца разделяет брюшную полость от грудной, и на ней «сидят» наши лёгкие. Когда мы делаем вдох, диафрагма опускается на пару сантиметров, и тогда лёгкие расширяются. Так вот, если диафрагму натренировать, научиться держать в тонусе, тогда «и тонус будет в тебе», и ты красиво запоёшь :))
Еще со времен детской музыкальной школы я знала, что певец дышит не грудью, а диафрагмой. Эта мышца разделяет брюшную полость от грудной, и на ней «сидят» наши лёгкие. Когда мы делаем вдох, диафрагма опускается на пару сантиметров, и тогда лёгкие расширяются. Так вот, если диафрагму натренировать, научиться держать в тонусе, тогда «и тонус будет в тебе», и ты красиво запоёшь :))
Забавная причинно-следственная связь: если диафрагма начинает сокращаться непроизвольно (когда мы этого не хотим специально) — мы начинаем икать, если мы осознанно управляем нашей диафрагмой — мы красиво поём.
Правильное дыхание даёт максимальное психологическое расслабление. Тогда нет места для многих зажимов.
Иногда на уроках вокала я совершаю ошибку — набираю очень много воздуха, хоть и набираю животом. И вот я чувствую себя шариком, который обожрался тяжелой пищи. Как ни странно, если воздуха слишком много, это тоже плохо — опять же могут появиться зажимы (слишком много сил тратится на то, чтобы удержать воздух внутри). Если дышать не диафрагмой, а верхней частью лёгких, то это будет так называемое «ключичное дыхание» — при этом поднимаются плечи и блокируется шея. Кстати, женщины преимущественно дышат грудью, а мужчины, животом, так уж сложилось физиологически.
Профессиональные певцы учатся дышать годами! Когда я думаю об этом, то немного пугаюсь. Но у меня есть в запасе кое-что воодушевляющее Пусть я не родилась Лучано Паваротти, я всё равно научусь хорошо петь. И каждый может научиться, несмотря на разные возможности, голосовые аппараты и зажимы. Дыхание есть у всех. Пора лишь начать его осознавать …
Конспект занятия для детей старшей группы. Агния Барто
Цель: Заинтересовать детей в творчестве А.Л. Барто. Задачи:— закрепить знания детей о стихотворениях Агнии Львовны Барто; — развивать коммуникативные способности, творческое мышление, познавательный интерес; — разучивание стихов; — воспитывать интерес к стихотворениям. Предварительная работа: знакомство с биографией А.Л.Барто; чтение и заучивание стихотворений из цикла «Игрушки» другими произведениями; рассматривание иллюстраций к стихотворениям; выставка книг «Творчество А.Л.Барто»; рисование рисунков к стихотворениям А. Л. Барто.
Ход занятия. Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на портрет, который я разместила в нашем книжном уголке, как вы думаете, кто это?
Ответ. Воспитатель: А кто такая Агния Барто? Ответ. Воспитатель: Правильно. Сегодня я предлагаю вам поговорить о творчестве этой замечательной поэтессы, вспомнить ее произведения, которые мы с вами полюбили с самого раннего возраста. Воспитатель: Кто знает, когда родилась Агния Барто? Ответ: 17 февраля. Воспитатель: А кем мечтала стала Агния в детстве? Ответ: Балериной. Воспитатель: Как называется сборник стихов, который Агния Львовна написала для детей и который вы все часто читаете? Ответ: Игрушки.
Вокал. Обучение пению — Вокалист-исполнитель. Основные певческие недостатки. Методы и приемы их исправления
Публикация «Вокалист-исполнитель. Основные певческие недостатки. Методы и приемы…»
Методическая разработка мастер-класса по эстрадному вокалу педагога ДО МБУДО ЦДО «Реальная школа» Тема: «Вокалист-исполнитель. Основные певческие недостатки. Методы и приемы их исправления» Цель: определить методы и приемы вокальной работы педагогов, которые позволят им…
Библиотека изображений «МААМ-картинки»
Консультация для воспитателей и музыкальных руководителей «Игровая методика обучения детей пению»
Каждый человек при рождении получает уникальный дар- ГОЛОС. И уникальность его заключается в том, что у него не одна функция, а несколько: 1) Голос является частью той энергии, жизненной силы, которая дарована каждому: ребёнок голосом сигнализирует о своей жизнеспособности. Чем…
Методическая разработка положение о проведении вокального конкурса «Звонкие голоса»
ПОЛОЖЕНИЕ о проведении вокального конкурса «Звонкие голоса» Общие положения: Настоящее Положение о вокальном конкурсе «Звонкие голоса» (далее – конкурс) определяет порядок организации и проведения конкурса среди воспитанников внутри Детского сада-ясли №4 и определения…
Мастер-класс для родителей «Развитие вокально-певческих способностей у дошкольников»
1 слайд. Для развития музыкальных способностей ребёнка в нашем детском саду проводится вокальный кружок «Хрустальные колокольчики», целью которого является 2 слайд. формирование эстетической культуры дошкольника, развитие эмоционально-выразительного исполнения. В связи с этим…
Вокал. Обучение пению — Вокальные упражнения средствами ИКТ
Статья «Вокальные упражнения средствами…»
Вокальные упражнения средствами ИКТ. 1 слайд. Для развития музыкальных способностей ребёнка в нашем детском саду проводится вокальный кружок «Хрустальные колокольчики», целью которого является 2 слайд. формирование эстетической культуры дошкольника, развитие…
Вокальная работа с одарёнными детьми в дошкольном учреждении
Зимина Ирина Викторовна, музыкальный руководитель первой квалификационной категории Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад №57 «Одуванчик» г. Нерюнгри Республика Саха /Якутия/ АННОТАЦИЯ: В статье обобщаются некоторые…
Воспитательное значение пения
Конспект — воспитательное значение пения. Пение — это сложный процесс. И чтобы звук образовался правильно, важна координация слуха и голоса. Это значит нужно взаимодействие певческой интонации, слухового, мышечного ощущения. Для начала, чтобы петь, человек вспоминает и…
Консультация для педагогов «Пение как вид активной музыкальной деятельности детей»
Пение как вид активной музыкальной деятельности дет ей. Пение — один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Хоровое пение объединяет детей, создает условия для…
Вокал. Обучение пению — перейти на главную страницу рубрики.
Страницы:
… 9 …
Ход занятия:
Часть 1: Организационный момент.
1. Приветствие.
— Здравствуйте ребята!
2. Беседа о певческом дыхании, дикции.
На протяжении всего учебного года мы учимся петь, работать над своим голосом.
— Что является самым важным в пении?
— Чистота интонации, правильное певческое дыхание, звукообразование, дикция.
— Верно. А без чего смысл и содержание музыкального произведения мы не сможем донести до зрителей?
— Без дикции и слов.
Часть 2: Основная.
1. Сообщение темы занятия.
— Сегодня на занятии мы поработаем над дикцией, над формированием певческого звука.
— Ребята, что нужно сделать для того, чтобы сформировать правильный звук?
— Надо расслабить артикуляционный аппарат.
2. Работа с речевым аппаратом.
— Давайте вспомним, из чего состоит наш речевой аппарат?
— Верхняя и нижняя челюсти, глотка, язык, небо и зубы.
— Правильно! Все эти органы участвуют в формировании звука.Попробуйте без участия языка или губ сказать: «Добыл бобыль бобы». Видите, что получилось? Ничего не понятно.Значит можно сделать вывод: в формировании звука должны быть задействованы все органы речевого аппарата, он весь должен активно работать.
3. Артикуляционная гимнастика.
Проведем артикуляционную гимнастику для укрепления речевого аппарата, во время пения артикуляция должна быть такой же внятной, как и в разговорной речи.
— «Окошко» (широко открыть рот — закрыть).
— «Дудочка» (с напряжением вытянуть вперед губы, зубы сомкнуты).
— «Орешки» (рот закрыт, кончик языка поочередно упирается в щеки).
— «Хомяк» (пожевать воображаемую жвачку, чтобы двигалось все лицо).
— «Скороговорки» (сею – вею, веники).
4. Вокальные упражнения.
— Давайте вернемся к пению.
— Ребята, вспомним, как надо правильно дышать во время пения?
— Прежде всего, это бесшумный, короткий вдох, не поднимая плеч. Задержка дыхания на мгновение и постепенный выдох.
— Правильно.
— Наши задачи: петь «на дыхании», с опорой на диафрагму,развивать ощущение взаимосвязи дыхания и звуковой волны: при напряжении на диафрагму усиливая звук и наоборот.
— Во время распевания петь только «своим» голосом, естественным тембром, открытым грудным резонатором, в высокой певческой позиции, которая обеспечивает чистоту интонации, полетность, яркость, звонкость звучания.
— Давайте займем правильную певческую позицию и приготовимся к распеванию (пение распевок: у-о-а-м, «Сорока», «Ваня», «Трава-травушка»).
5. Работа над дикцией.
— Молодцы ребята. А теперь поработаем над дикцией и словом в русской народной песне Воронежской области «Ой ты беленький горошек».
Важным моментом в народном вокале является «разговорность» пения, ясная и выразительная подача текста.
— Давайте вместе четко и естественно произнесем текст песни.
— А теперь,разделимся на партии: первую – сопрано, вторую – альтовую.
— При помощи инструмента, по отдельности повторим партии, соединим две партии вместе.
Работа:
— над дикцией;
— звукообразованием;
— выразительностью исполнения;
— напевностью звучания.
— Молодцы. А теперь попробуем исполнить эту песню a capella, что значит пение без сопровождения, сохраняя ее натуральный природный строй.
Часть 3: Заключительная.
1. Оценка исполнения.
Молодцы, мы сегодня хорошо поработали.
Давайте подведем итоги.
— Что играет главную роль в формировании певческого звука, четкой дикции?
— Весь артикуляционный аппарат.
— Для чего мы работаем над дикцией?
— Чтобы донести до зрителей смысл и содержание музыкального произведения.
2. Домашнее задание.
— Дома перед зеркалом выразительно проговаривайте текст песни, что поможет вам при пении добиваться выразительного звукообразования и пойте свою партию по памяти. Это будет вашим домашним заданием.
— Занятие окончено, до свидания
рнп «Ой, ты беленький горошек»
1 куплет
Ой, ты беленький горошек люб (ы)лю тебя сея (а)ть
Ой, лели аи ли лели люб (ы)лю тебя сея (а)ть
2 куплет
Раз при поле при долинушке при зеленой дуброве (е)
Ой, лели аи ли лели при зеленой дуброве (е)
3 куплет
Вырастал наш И (и)ванушка при родимом батюшке (е)
Ой, лели аи ли лели при родимом батю (у)шке (е)-2 раза
Конспект занятия по вокалу «Волшебные краски музыки»
Выполняем упражнение, чередуя штрихи.
— упражнение «Ходит зайка по саду» легато и стаккато
(Добавляем лепесток с надписью «штрихи»)
Пед: А если я добавлю к этому упражнению вот такую краску, что-нибудь изменится? (Исполняю «Ходит зайка по саду» форте и пиано) Дети отвечают.
Пед: Что такое динамика?
(это громкость в музыке)
— Какие динамические оттенки можно услышать в музыке? (форте, пиано) — Что значит форте? (громко). А пиано? (тихо).
Выполнение упражнения «Ходит зайка по саду» с динамическими оттенками.
(Добавляем лепесток с надписью «динамические оттенки»)
Работа над дикцией:
Пед: Еще одно очень важное средство, без которого не будет выразительной песни — это дикция. Что такое дикция?
Что такое дикция?
Д: Дикция — это четкое произношение слов.
Пед: Дети, какая должна быть дикция в пении? (Четкая, разборчивая, понятная).
Д: От чего зависит четкое, ясное произношение? (От активной работы губ, языка) Работа над дикцией:
пропевание скороговорок: — от медленного темпа до быстрого, — от пиано (активный шепот) до форте.
От топота копыт пыль по полю летит.
Мы перебегали берега.
(Добавляем лепесток с надписью «дикция»)
Пед: — Сегодня я познакомлю вас с еще одной краской в музыке, ее называют его музыкальный лад.
В каждом музыкальном произведении звуки подобраны не случайно, а связаны между собой.
Пед: Послушайте звуки (играю случайные, разбросанные звуки). Дружат ли они между собой? А эти звуки дружат между собой (звуки мажорного и минорного трезвучия)? Они живут дружно, то есть в ладу друг с другом. Отсюда и происходит название музыкального понятия — лад (слаженность, согласованность звуков). Предлагаю детям прослушать мажорное и минорное трезвучие и ответить, что они услышали. (Ответы).
Самые распространенные музыкальные лады:мажор и минор.
Мажор придает музыке светлый, радостный оттенок (проигрываю мажорную мелодию), а минор придает музыке грустный, иногда печальный оттенок (музыкальный пример). Пед: Нужен ли нам лад как средство музыкальной выразительности для определения настроения? (Ответ детей). (Добавляем лепесток с надписью«лад»)Работа над средствами музыкальной выразительности в песне «Человек хороший»:
Пед:Скажите, ребята, такой цветок может рассказать о любой песне?
(Ответы детей)
Пед: Да, потому, что в каждой песне присутствуют все эти краски, но у каждой песни он будет особенный, почему? (потому, что в каждой песне будут свои средства музыкальной выразительности (своя мелодия и динамика, темп и штрихи, лад, дикция, ритм), я предлагаю вам составить еще один цветок, который расскажет нам о песне «Человек хороший».
Урок второй
Отключи голову
«Удивительная картина, — говорит Анара Ариповна, — в России девушки обладают мужской энергией. Живут не сердцем, а головой».
И это правда. Я слишком много анализирую, вместо того чтобы просто делать и кайфовать. А петь башкой нельзя.
Ну нельзя.
Ну не возможно это.
Я всегда была благоразумным и послушным ребёнком. И моя мама не могла нарадоваться пятеркам в дневнике и тому, что я делала всё, как мне скажут. Лишь изредка программа самоконтроля давала сбой. Тогда учителя недоумевали, как лучшая ученица могла вылить ведро с грязной водой из окна третьего этажа. Но подобные истории случались оооочень редко.
И вот оборотная сторона самоконтроля — я не могу отключить голову на уроках вокала. Я анализирую, как звучит «ми» второй октавы сегодня и как — на прошлом занятии. Я анализирую, как реагирует моей педагог и думаю о том, чего от меня ждут. Я даже думаю о том, а нужно ли исполнителю думать во время пения… Ужас какой-то! Бррр ))
Как-то раз были мы с друзьями на фортепианном концерте Миши Лузина. И с ним пела девушка. Симпатичная, с высоким чистым голосом, всё вроде круто, но что-то не так.
— Что не так, Марусь? — спрашивает меня Лиза (питерский самородок, автор и реп-исполнитель 21-го года из Пушкина).
— Да жалеет себя, — говорю. — Слишком много думает о том, понравится ли она публике. И поэтому бережёт себя, не отдается полностью чувствам.
(Ха-ха. Через пару месяцев я сталкиваюсь с той же проблемой).
Чем больше я думаю и контролирую себя, тем хуже я пою. Каждый раз меня это поражает.
Особенности развития детского вокала
Стоит обратить внимание на отличительные особенности детской анатомии. Зачем ребенку пение:
Зачем ребенку пение:
- для развития голосовых связок;
- для повышения уверенности в собственных силах;
- ради улучшения дикции;
- для увеличения громкости голоса;
- с целью раскрепощения;
- для освобождения от зажимов;
- ради укрепления иммунитета;
- чтобы тренировать легкие;
- для улучшения коммуникабельных навыков.
Как научить ребенка петь:
- привести в музыкальную школу к профессиональному педагогу;
- самостоятельно тренироваться вместе с помощью караоке и приложений.
Как развивается голос детей:
- в процессе повседневных бесед с друзьями и родителями;
- чтение книг вслух;
- импровизационное исполнение басни и театральной сценки;
- посредством ежедневных занятий пением;
- с помощью профессиональной постановки голоса для вокала;
- во время проговаривания скороговорок;
- в процессе выполнения специальных упражнений;
- на занятиях по технике речи и сценическому искусству.
Какие особенности детского голоса нужно учитывать:
- Недостаточная развитость – стоит приобщать малыша к вокалу постепенно и не допускать сильных перегрузок голосовых связок.
- Гибкость – вполне возможно, что у мальчика с обычным альтом со временем изменятся показатели голоса до сопрано или баритона. Ведь вокальное развитие детей продолжается до подросткового возраста.
- Диапазон – категория, которую необходимо развивать. Ведь от диапазона зависит успех певца на публике. Упражнения для развития голоса нужно прорабатывать минимум 3 раза в неделю.
- Эмоциональная окраска – характеристика, присущая многим творческим личностям. Нельзя подавлять в ребенке эмоции, это губительно повлияет не только на голос, но и на общее состояние здоровья и эмоциональное развитие маленькой личности.
- Громкость – показатель уверенности и состоятельности будущего артиста. Запрещено подавлять громкие возгласы детей, ведь запреты негативно воздействуют на психическое состояние несостоявшихся личностей.
Вокальные упражнения для развития голоса у детей являются эффективной системой, включающей множество программ и полноценное исполнение музыкальных произведений.
Модель итогового занятия Путешествие по стихотворениям А.Барто «Игрушки»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №44»
Модель итогового занятия
«Путешествие по стихотворениям А.Барто «Игрушки»
/Речевое развитие, познавательное развитие,
художественно — эстетическое развитие, физическое развитие/
(первая младшая группа №1)
Подготовила:
Воспитатель высшей
квалификационной категории
Сырескина В.Е.
Саранск 2019
Цель
: создать и поддерживать положительный эмоциональный настрой детей.
Обобщить полученные знания, умения и навыки, которые дети получили в течении года.
Задачи:
Образовательные
— закреплять умение читать раннее изученные стихотворения, потешки наизусть при минимальной помощи воспитателя, четко проговаривая слова;
— формировать умение внимательно рассматривать и описывать игрушку;
-побуждать детей к активному общению;
-закреплять умение детей различать величину (большой-маленький), цвет (белый-серый).
Развивающие:
-развитие речи, памяти, воображения;
-расширение словарного запаса детей;
-развивать общую и мелкую моторику рук;
-развитие творческих способностей;
-умение пользоваться гуашью для рисования, определение цвета.
-упражнять в звукоподражании, в умении ориентироваться в пространстве, согласовывать движения со словами.
Воспитательные:
-воспитывать у детей интерес к поэзии А. Барто и бережное, заботливое отношение к игрушкам, книгам.
Интеграция образовательных областей:
— речевое развитие; познавательное развитие;
— художественно – эстетическое;
— физическое развитие;
Методы и приёмы:
беседа, сюрпризный момент, наглядный метод, чтение стихов, игровой.
Предварительная работа
: Чтение стихов А.Барто «Игрушки», рассматривание сюжетных картинок, физ. минутка «Кузнец»; рассказывание по моделям сказок и стихов; игра «Зайка серенький умывается», хоровод «По малину в лес пойдём».
Материал:
красочная книга А. Барто «Игрушки»; игрушки: лошадка, котик, слон, зайчик, мишка. Модели к потешке «Котик- коток»; гуашь красного цвета, ватные палочки. Бумага с контуром банки для ягод.
Словарная работа: игрушки, лошадка, говорит-ржет, копыта, поклон.
Содержание организованной образовательной деятельности детей.
Вводная часть. Дети сидят полукругом.
Ребята, у нас с вами сегодня гостья. Давайте поздороваемся.
(Здравствуйте)
Я рада видеть Вас друзья
Красивыми, здоровыми, и ждет нас встреча детвора
С книгою веселою.
Ребята, к нам сегодня в гости пришли игрушки, а живут они в замечательной книге поэтессы А.Барто, которая так и называется «Игрушки». Демонстрация книги.