Занимательные задания для устного счёта, 3 класс

Психологические приемы

Существует несколько психологических приемов, которые советуют применять учителям и педагогам профессиональные психологи. Не нужно воспринимать их как средства для манипуляции, это скорее методы донести до школьников необходимую невербальную информацию.

Эффективные приемы создания определенного психологического настроя:

  1. Демонстрация «тяжелого» состояния. Показывает невеселое, сложное состояние учителя, обремененность проблемами, сосредоточенность, переживания. Внешнее отражение: медлительность, легкая сгорбленность, паузы в речи, низкий тембр голоса. Цель: настроить класс на серьезность и вдумчивость, прекратить суету, бесцельные перемещения. Прием позволяет достичь слаженной работоспособности класса после урока физкультуры, музыки, ИЗО, технологии. Это мотивационный момент проведения занятий.
  2. Демонстрация «легкого» состояния. Показывает легкое, бодрое, веселое состояние учителя. Его бодрость, активность, динамичность, готовность немного поиграть и пошутить. Внешнее отражение: подвижность мимики, речь, высокий голосовой тембр, быстрота движений, широкая улыбка. Цель: вывести класс из «заторможенного» состояния, стимулировать творческую активность, зарядить оптимизмом, поднять энергетический уровень.
  3. «Английская королева». Показывает строгость, небольшую холодность, подтянутость, отстраненность. Внешнее отражение: прямая спина, высоко поднятая голова, речь неторопливая, величественная, уверенная, слова произносятся четко, паузы многозначительные. Цель: увеличить эмоциональную дистанцию с учениками, добиться, чтобы посторонний шум смолк, установить дисциплину.
  4. Демонстрация целеустремленности. Показывает решительность, сосредоточенность, напор, требовательность, настойчивость. Внешнее отражение: динамичность, четкость речи и движений. Такое поведение демонстрирует традиционное поведения учителя. Это наиболее эффективная роль, но использовать только ее неправильно.

Подходящий образ выбирают заранее. Учитель должен входить на урок с подходящим настроением, бодрым, энергичным, точно знающим, как будет проводить урок. Высокая эффективность урока достигается не только планомерной подачей материала (это только часть работы учителя), но и созданием правильного психологического настроя. Это особенно актуально для учеников начальных классов.

Основы настроя

Существует несколько проверенных методик. В начальной школе можно выстроить начало урока в стихах или в необычной игровой форме по определенной тематике. Правильно заданный настрой сплотит класс и подготовит его для выполнения домашнего задания.

Психологический настрой на всех уроках для детей в начальной школе — это организационный момент и основная задача для учителя на первом этапе. Создание комфортных условий необходимо для:

  • предупреждения переутомления, если это не первый урок;
  • сосредоточения внимания на новом предмете и отвлечения от предыдущих занятий;
  • активизации творческого начала, мотивации на участие в предложенном действии, если урок начинается в стихотворной форме;
  • комфортного вовлечения в учебный процесс;
  • создания атмосферы доброжелательности, снятия страхов у детей с повышенной тревожностью.

Для того чтобы эффективно выстроить работу с классом, учителю необходимо провести предварительную подготовку:

  • Изучить всю доступную литературу по заданной теме.
  • Изучить дополнительный дидактический материал.
  • Определить для себя основные понятия, необходимые для работы.
  • Подобрать приемы и методики, подходящие для данного коллектива.
  • Создать свою собственную «копилку» идей и творческих замыслов для организации урока по каждому предмету в отдельности.

Самонастрой ребенка

В многочисленные задачи учителя входит не только научить школьника различным предметам, но и показать, что учиться интересно и полезно. Самообразованием можно и нужно заниматься всю жизнь. В мире так много интересного, что никакая школьная программа или обучение в ВУЗе не смогут дать всех знаний в полной мере. Многое придется постигать самостоятельно. Поэтому только самовоспитание и самообразование позволят в дальнейшем стать успешным человеком.

Объяснить важность самостоятельного обучения десятилетнему ребенку достаточно сложно. Но дать какие-то первичные навыки — вполне посильная задача для учителя

И начинать нужно с самонастроя, с умения настроить себя на позитивное восприятие новой информации. Школьникам это поможет в дальнейшем правильно подойти к подготовке к экзаменам.

Для обучения ребенка правильному самонастрою учитель может:

  1. Мотивировать на получение знаний. Учеба — это не тяжелый труд (некоторые родители говорят детям, что школа — это их работа), а интересное и полезное занятие;
  2. Объяснить, как настроиться именно на учебу;
  3. Научить вовремя отдыхать и делать это активно, с пользой;
  4. Преподнести трудные для выполнения или запоминания задания в виде игры.

Важно иногда напоминать детям, что любую недостижимую цель легко достичь, разбив ее на небольшие составляющие. Сложные упражнения и задания выполнять нужно поэтапно, стихи запоминать частями, учиться письму постепенно от одного правила к другому.

Устный счет на уроках математики в начальных классах

Прашковская Алла Викторовна

Устная работа на уроках математики в начальной школе, а особенно в первом классе, имеет большое значение – это и беседы учителя с классом или отдельными учениками, и рассуждения учащихся при выполнении тех или иных заданий и т.п. Среди этих видов устной работы можно выделить так называемые устные упражнения. Ранее они сводились в основном к вычислениям, поэтому за ними закрепилось название “устный счет”.

Для достижения правильности и беглости устных вычислений в течение всех трех – четырех лет обучения на каждом уроке математики необходимо выделять 5 – 10 минут для проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса. Устные упражнения проводятся в вопросно-ответной форме, все учащиеся класса выполняют одновременно одни и те же упражнения

Устные упражнения важны и ещё и тем, что они активизируют мыслительную деятельность учащихся; при их выполнении активизируется, развивается память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстрота реакции. Нельзя, также сбрасывать со счетов, важную воспитательную роль устных упражнений – они дисциплинируют, учат детей терпению и умению ждать отставших товарищей, помогать им

Чтобы навыки устных вычислений постоянно совершенствовались, необходимо установить правильное соотношение в применении устных и письменных приёмов вычислений, а именно: вычислять письменно только тогда, когда устно вычислять трудно. Упражнения в устных вычислениях должны пронизывать весь урок. Их можно соединять с проверкой домашних заданий, закреплением изученного материала, предлагать при опросе. Особенно хорошо, если наряду с этим, специально отводить 5-7 минут на уроке для устного счёта. Материал для этого я подбираю из учебника или специальных методических сборников. Устные упражнения должны соответствовать теме и цели урока и помогать усвоению изучаемого или ранее пройденного материала. В зависимости от этого я определяю место устного счёта на уроке. Если устные упражнения предназначаются для повторения материала, формирования вычислительных навыков и готовят к изучению нового материала, то лучше их провести в начале урока до изучения нового материала. Если устные упражнения имеют цель закрепить изученное на данном уроке, то надо провести устный счёт после изучения нового материала. Не следует проводить его в конце урока, так как дети уже утомлены, а устный счёт требует большого внимания, памяти и мышления. Количество упражнений должно быть таким, чтобы не переутомлять детей и не превышать отведённого на это времени урока. При подборе упражнений для урока следует учитывать, что подготовительные упражнения и первые упражнения для закрепления, должны формироваться проще и прямолинейнее. Здесь не нужно стремиться к особенному разнообразию в формулировках и приёмах работы. Упражнения для отработки знаний и навыков и особенно для применения их в различных условиях, наоборот должны быть однообразнее. Формулировки заданий, по возможности, должны быть рассчитаны на то, чтобы они легко воспринимались на слух. Для этого они должны быть чёткими и лаконичными, сформулированы легко и определённо, не допускать различного толкования. В случаях, когда задания всё- таки трудны для усвоения на слух, я прибегаю к записям на доске или рисункам.

Методика проведения устного счёта может быть весьма разнообразной, при этом необходимо, чтобы учитель соблюдал следующие правила:

 — Упражнения необходимо подбирать не случайно, а обдуманно и целенаправленно.

— Вопросы и материал для упражнений не должен быть шаблонным и повторяться в одном и том же виде или форме.

— Упражнять и приучать к расчётам в уме не только в специально отведённое время, а постоянно требовать от учеников выполнения всех несложных вычислений без записей.

 — К устным упражнениям важно привлечь всех учеников класса. Выполнение учениками устных упражнений должно учитываться учителем и оцениваться по совокупности ответов одного ученика за несколько раз.

Выполнение учениками устных упражнений должно учитываться учителем и оцениваться по совокупности ответов одного ученика за несколько раз.

   Устный счет – очень нужный этап урока. Именно на этом этапе появляется настрой на весь урок. Устный опрос украшает урок, делает его логически стройным и интересным., способным лучшему усвоению программного материала.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Рукоделие
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: