Психологические приемы
Существует несколько психологических приемов, которые советуют применять учителям и педагогам профессиональные психологи. Не нужно воспринимать их как средства для манипуляции, это скорее методы донести до школьников необходимую невербальную информацию.
Эффективные приемы создания определенного психологического настроя:
- Демонстрация «тяжелого» состояния. Показывает невеселое, сложное состояние учителя, обремененность проблемами, сосредоточенность, переживания. Внешнее отражение: медлительность, легкая сгорбленность, паузы в речи, низкий тембр голоса. Цель: настроить класс на серьезность и вдумчивость, прекратить суету, бесцельные перемещения. Прием позволяет достичь слаженной работоспособности класса после урока физкультуры, музыки, ИЗО, технологии. Это мотивационный момент проведения занятий.
- Демонстрация «легкого» состояния. Показывает легкое, бодрое, веселое состояние учителя. Его бодрость, активность, динамичность, готовность немного поиграть и пошутить. Внешнее отражение: подвижность мимики, речь, высокий голосовой тембр, быстрота движений, широкая улыбка. Цель: вывести класс из «заторможенного» состояния, стимулировать творческую активность, зарядить оптимизмом, поднять энергетический уровень.
- «Английская королева». Показывает строгость, небольшую холодность, подтянутость, отстраненность. Внешнее отражение: прямая спина, высоко поднятая голова, речь неторопливая, величественная, уверенная, слова произносятся четко, паузы многозначительные. Цель: увеличить эмоциональную дистанцию с учениками, добиться, чтобы посторонний шум смолк, установить дисциплину.
- Демонстрация целеустремленности. Показывает решительность, сосредоточенность, напор, требовательность, настойчивость. Внешнее отражение: динамичность, четкость речи и движений. Такое поведение демонстрирует традиционное поведения учителя. Это наиболее эффективная роль, но использовать только ее неправильно.
Подходящий образ выбирают заранее. Учитель должен входить на урок с подходящим настроением, бодрым, энергичным, точно знающим, как будет проводить урок. Высокая эффективность урока достигается не только планомерной подачей материала (это только часть работы учителя), но и созданием правильного психологического настроя. Это особенно актуально для учеников начальных классов.
Основы настроя
Существует несколько проверенных методик. В начальной школе можно выстроить начало урока в стихах или в необычной игровой форме по определенной тематике. Правильно заданный настрой сплотит класс и подготовит его для выполнения домашнего задания.
Психологический настрой на всех уроках для детей в начальной школе — это организационный момент и основная задача для учителя на первом этапе. Создание комфортных условий необходимо для:
- предупреждения переутомления, если это не первый урок;
- сосредоточения внимания на новом предмете и отвлечения от предыдущих занятий;
- активизации творческого начала, мотивации на участие в предложенном действии, если урок начинается в стихотворной форме;
- комфортного вовлечения в учебный процесс;
- создания атмосферы доброжелательности, снятия страхов у детей с повышенной тревожностью.
Для того чтобы эффективно выстроить работу с классом, учителю необходимо провести предварительную подготовку:
- Изучить всю доступную литературу по заданной теме.
- Изучить дополнительный дидактический материал.
- Определить для себя основные понятия, необходимые для работы.
- Подобрать приемы и методики, подходящие для данного коллектива.
- Создать свою собственную «копилку» идей и творческих замыслов для организации урока по каждому предмету в отдельности.
Самонастрой ребенка
В многочисленные задачи учителя входит не только научить школьника различным предметам, но и показать, что учиться интересно и полезно. Самообразованием можно и нужно заниматься всю жизнь. В мире так много интересного, что никакая школьная программа или обучение в ВУЗе не смогут дать всех знаний в полной мере. Многое придется постигать самостоятельно. Поэтому только самовоспитание и самообразование позволят в дальнейшем стать успешным человеком.
Объяснить важность самостоятельного обучения десятилетнему ребенку достаточно сложно. Но дать какие-то первичные навыки — вполне посильная задача для учителя
И начинать нужно с самонастроя, с умения настроить себя на позитивное восприятие новой информации. Школьникам это поможет в дальнейшем правильно подойти к подготовке к экзаменам.
Для обучения ребенка правильному самонастрою учитель может:
- Мотивировать на получение знаний. Учеба — это не тяжелый труд (некоторые родители говорят детям, что школа — это их работа), а интересное и полезное занятие;
- Объяснить, как настроиться именно на учебу;
- Научить вовремя отдыхать и делать это активно, с пользой;
- Преподнести трудные для выполнения или запоминания задания в виде игры.
Важно иногда напоминать детям, что любую недостижимую цель легко достичь, разбив ее на небольшие составляющие. Сложные упражнения и задания выполнять нужно поэтапно, стихи запоминать частями, учиться письму постепенно от одного правила к другому.
Устный счет на уроках математики в начальных классах
Прашковская Алла Викторовна
Устная работа на уроках математики в начальной школе, а особенно в первом классе, имеет большое значение – это и беседы учителя с классом или отдельными учениками, и рассуждения учащихся при выполнении тех или иных заданий и т.п. Среди этих видов устной работы можно выделить так называемые устные упражнения. Ранее они сводились в основном к вычислениям, поэтому за ними закрепилось название “устный счет”.
Для достижения правильности и беглости устных вычислений в течение всех трех – четырех лет обучения на каждом уроке математики необходимо выделять 5 – 10 минут для проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса. Устные упражнения проводятся в вопросно-ответной форме, все учащиеся класса выполняют одновременно одни и те же упражнения
Устные упражнения важны и ещё и тем, что они активизируют мыслительную деятельность учащихся; при их выполнении активизируется, развивается память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстрота реакции. Нельзя, также сбрасывать со счетов, важную воспитательную роль устных упражнений – они дисциплинируют, учат детей терпению и умению ждать отставших товарищей, помогать им
Чтобы навыки устных вычислений постоянно совершенствовались, необходимо установить правильное соотношение в применении устных и письменных приёмов вычислений, а именно: вычислять письменно только тогда, когда устно вычислять трудно. Упражнения в устных вычислениях должны пронизывать весь урок. Их можно соединять с проверкой домашних заданий, закреплением изученного материала, предлагать при опросе. Особенно хорошо, если наряду с этим, специально отводить 5-7 минут на уроке для устного счёта. Материал для этого я подбираю из учебника или специальных методических сборников. Устные упражнения должны соответствовать теме и цели урока и помогать усвоению изучаемого или ранее пройденного материала. В зависимости от этого я определяю место устного счёта на уроке. Если устные упражнения предназначаются для повторения материала, формирования вычислительных навыков и готовят к изучению нового материала, то лучше их провести в начале урока до изучения нового материала. Если устные упражнения имеют цель закрепить изученное на данном уроке, то надо провести устный счёт после изучения нового материала. Не следует проводить его в конце урока, так как дети уже утомлены, а устный счёт требует большого внимания, памяти и мышления. Количество упражнений должно быть таким, чтобы не переутомлять детей и не превышать отведённого на это времени урока. При подборе упражнений для урока следует учитывать, что подготовительные упражнения и первые упражнения для закрепления, должны формироваться проще и прямолинейнее. Здесь не нужно стремиться к особенному разнообразию в формулировках и приёмах работы. Упражнения для отработки знаний и навыков и особенно для применения их в различных условиях, наоборот должны быть однообразнее. Формулировки заданий, по возможности, должны быть рассчитаны на то, чтобы они легко воспринимались на слух. Для этого они должны быть чёткими и лаконичными, сформулированы легко и определённо, не допускать различного толкования. В случаях, когда задания всё- таки трудны для усвоения на слух, я прибегаю к записям на доске или рисункам.
Методика проведения устного счёта может быть весьма разнообразной, при этом необходимо, чтобы учитель соблюдал следующие правила:
— Упражнения необходимо подбирать не случайно, а обдуманно и целенаправленно.
— Вопросы и материал для упражнений не должен быть шаблонным и повторяться в одном и том же виде или форме.
— Упражнять и приучать к расчётам в уме не только в специально отведённое время, а постоянно требовать от учеников выполнения всех несложных вычислений без записей.
— К устным упражнениям важно привлечь всех учеников класса. Выполнение учениками устных упражнений должно учитываться учителем и оцениваться по совокупности ответов одного ученика за несколько раз.
Выполнение учениками устных упражнений должно учитываться учителем и оцениваться по совокупности ответов одного ученика за несколько раз.
Устный счет – очень нужный этап урока. Именно на этом этапе появляется настрой на весь урок. Устный опрос украшает урок, делает его логически стройным и интересным., способным лучшему усвоению программного материала.