Ф.И. Тютчев “Чародейкою зимою…” Ефросинина Литературное чтение. Ответы. 3 класс. Рабочая тетрадь.
Обратите внимание на строфы в стихотворении: сколько строк в них входит? Как рифмуются строки? Отметьте логические ударения. В строфу входит пять строк
Рифмуются первая, третья и четвертая строки, а также вторая и пятая
В строфу входит пять строк. Рифмуются первая, третья и четвертая строки, а также вторая и пятая.
Логическое ударение падает на слова Околдован и Жизнью.
2. Поиск
Определите название строфы в задании 1. Допишите предложение.
Строфа из пяти строк называется пятистишием.
3. Соответствие
Перечитайте стихотворения Тютчева. Укажите стрелкой вид строфы в каждом из них.
Укажем стрелками четверостишие и пятистишие.
4. Эрудит.
Найдите в учебнике значение слова Бахрома. Запишите.
Бахрома — это вид тесьмы с висящими нитями, по краю ткани.
5. Проба пера
Нарисуйте иллюстрацию к стихотворению Тютчева.
Надо просто нарисовать зимний лес, например елочки и снег.
Источник статьи: https://pushkinsdelal.ru/f-i-tyutchev-charodeykoyu-zimoyu-efro/
Ход занятия
1. Организационный момент
Здравствуй, небо голубое, (тянут руки вверх)
Здравствуй, солнце золотое, (очерчивают круг руками)
Здравствуй, легкий ветерок, (покачивают руками над головой)
Здравствуй маленький цветок, (присели)
Здравствуй утро, здравствуй день (встали)
Нам здороваться не лень.
2. Основная часть
Дети, какие деревья можно встретить в нашем северном лесу (Ответы детей:
Берёзы, сосны, ели, рябины).
Чем отличаются зимой хвойные деревья от лиственных? (Ответы детей: на
хвойных деревьях растут иголки, которые не опадают, они — зелёные даже
зимой, а на лиственных деревьях листья опадают).
Как выглядят лиственные деревья зимой? (Ответы детей: зимой лиственные
деревья стоят без листочков, отдыхают).
Какого цвета кора у берёзы, сосны, ели? (Ответы детей: у берёзы кора белая, у
сосны – коричневая, у ели – серого цвета).
Какие по высоте деревья растут в лесу? (Ответы детей: разные, высокие и
низкие). Верно, встречаются деревья с тонкими и толстыми, с раздвоенными
стволами, молодые и старые.
Дети, подумайте и скажите, как вы разместите зимний лес на листе? (Ответы
детей)
Физкультминутка.
Мы заходим с вами в лес (Дети маршируют на месте.)
Сколько здесь вокруг чудес! (Удивились, развели руками.)
Сколько ёлочек зелёных,
Столько выполним наклонов. (Раз, два, три.)
Сколько здесь у нас игрушек,
Столько сделаем прыжков. (Раз, два, три.)
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лесу обхитрим,
На носочках убежим. (Бег на носочках.)
Всё вокруг мы рассмотрели
И тихонечко все сели.
3. Практическая часть.
Предлагаю сегодня быть художниками.
1. Простым карандашом дети проводят тонкую линию – линию горизонта
(если дети захотят нарисовать солнце, напомнить, что рисовать его надо в
форме круга без лучей, низко над горизонтом)
2. Добавляют воду в акварель тех цветов, которую будут использовать в
рисунке.
3. Толстой кистью смачивают чистой водой только верхнюю часть листа
до линии горизонта.
4. Движениями кисти слева направо создают изображение «неба»
(акварели на кисть надо брать немного, чтобы цвет получался легким,
прозрачным).
Небо мы нарисовали. А что будем рисовать теперь? (Землю, укрытую
снегом.)
Снежные сугробы нарисуем гуашью. А какого цвета снег? (Белый.)
А теперь посмотрите на зимние пейзажи. Да, снег белый, но может
приобретать разные оттенки. На этой картине – желтоватый, здесь –
голубоватый, а тут – чуть розовый. Как вы думаете, от чего зависит оттенок
снега в зимнем пейзаже? (От цвета неба.)
Для рисования сугробов белой краске можно придать оттенок, добавив в
неё капельку яркой краски. Старайтесь использовать те цвета, которые вы
использовали при рисовании неба.
Ваша задача – продумать какие деревья будут расти у вас в зимнем лесу,
как вы их расположите на рисунке. Вначале лучше нарисовать деревья и
кусты, которые находятся близко к нам, поэтому изображать их надо выше и
больше, потом дальние объекты, которые будут казаться намного меньше.В:
Деревья в вашем лесу могут быть разными: сосны, ели, березы, осины….
(воспитатель демонстрирует образец или технологические карты)
Рисование любого дерева лучше начинать с изображения ствола. Ствол
может быть прямым или искривленным. Потом изобразим ветви-ручки, затем
маленькие веточки-пальчики. На елке и сосне не забудьте изобразить зеленые
иголки жесткой полусухой кистью.
4. Заключительная часть.
Сегодня мы нарисовали зимнее небо и землю, укрытую снегом. А что
нового вы узнали? (ответы детей)
Как вы думаете, наш рисунок уже можно назвать пейзажем? Что можно
еще нарисовать на нашей зимней картинке.
Ребята у вас получились чудесные зимние пейзажи. Глядя на ваши
работы, мне сразу вспомнилось стихотворение, которое очень точно отражает
то, то вы нарисовали:
Чародейкою-Зимою
Околдован лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, —
Не мертвец и не живой,
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой.
Анализ стихотворения «Чародейкою зимою» Тютчева
2 вариант анализа стихотворения «Чародейкою зимою»
Стихотворение «Чародейкою зимою…» датировано 1852 годом. Канун новогодних праздников. Три пятистрочных строфы и рифмовка АБААБ. Просто, но ювелирно…
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Напишем в течение дня!
Связаться с нами:
Замечательное — сказочное — состояние заснеженного леса передал нам Фёдор Иванович Тютчев. В первой строфе игриво, задорно называет поэт холодную зиму «чародейкою» — волшебницей, проказницей, способной на невероятное. Она у Тютчева — живой, одушевлённый персонаж. И лес — живой, и луч — живой, и солнце — живое.
Вот — перед нами картина: густой лес, недвижим, «околдован» тайной чаровницей, стоит под праздничным покрывалом со снежною бахромой. Он как будто бы застыл навечно. Но… И тут начинается движение:
Невероятно — в этой немоте и статичности дышит чудесная, неведомая нам жизнь! И судить о том можно лишь по блеску — такому едва заметному намёку на движение!
Во второй строфе Ф. Тютчев продолжает размышлять над секретами зимнего леса. Что с ним происходит? Всем ли открывается полог тайны? И оцепенение лесное сродни ли летаргическому сну:
Да нет же! Сон — волшебный! И вся загадка — в «лёгкой цепи пуховой»! Весь лес, как пленник, опутан этой цепью. Она лёгкая, ничего не стоит её разорвать… А может, пленник — добровольный, по своей воле сдавшийся в плен красавице-зиме?
Ничто не нарушит покоя леса, даже «луч косой», который солнышко «мещет» на него. Оно, словно, касается белого покрывала и говорит лесу:
Но не отзывается зачарованный великан — «в нем ничто не затрепещет». Он лишь весь «вспыхнет и заблещет ослепительной красой», и останется в своем невольно-добровольном рабстве.
Интересно то, что для описания простого леса поэт применяет слова, которые больше подходят для богато украшенного зала или выставки ювелирных изделий — блещет, вспыхнет, ослепительная. А непривычные — противоречивые — метафоры! Зима (холодная по своей сути) обвязала лес «пуховой цепью» (тоже — холодной). Пуховая подушка, пуховой платок — то, что греет. Как может холод произвести тепло? Или даже сама по себе «пуховая цепь» — цепь не может быть лёгкой (этот приём называется оксюморон)! А ещё одна метафора: «сном волшебным очарован», то есть лес не усыпили колыбельной или снотворным, а очаровали сном. То есть такое произвели на него впечатление, что он погрузился в состояние ни жизни, ни смерти.
Удивительная проницательность в описании природы, в способности подметить нечто недоступное обыкновенному глазу — контрастировали с рассеянностью и небрежением к мелочам Ф.И. Тютчева в его обычной жизни. Например, однажды поэт собирался на бал, и вместо своего пальто надел ливрею домашнего лакея. Правда обнаружилась только тогда, когда Фёдор Иванович покидал мероприятие: он был крайне удивлён тем, что ему подали…
При этом поэт внимательно — филигранно — относился к своим творениям — следил за тем, чтобы не было повторов (тавтологий), чтобы рифма была правильной. Стихотворения Тютчева представляли собой некий концентрат мысли — как писали литературные критики, Фёдор Иванович брал целую оду и сжимал её до размера двух-трёх строф.
Фёдор Иванович Тютчев — самый удивительный и неоднозначный поэт Золотого века, основатель русского романтизма — вечный лирик и поклонник Красоты и Гармонии. И хотя огромного литературного наследия он не оставил, то что он создал А.А. Фет назвал «духа мощного господством».
Ход занятия:
Дети заходят в группу и видят на полу следы.
Воспитатель: Ребята кто-то приходил к нам в группу и оставил следы, вы не знаете, кто это мог быть? (Дети высказываются.)
В.: Давайте пойдём по следам, посмотрим куда они нас приведут. Дети с воспитателем идут по следам и обнаруживают в группе необычный сундучок. Воспитатель открывает сундучок и достаёт письмо.
Воспитатель: Ребята от кого это письмо вы узнаете, если отгадаете загадку.
Кто, угадай-ка
Седая хозяйка?
Тряхнет перинки –
Над миром пушинки.
Дети: Эта хозяйка – зима. Это зима!
Воспитатель: Правильно, давайте послушаем это письмо.
Запись: Здравствуйте, дети. Я – Зима. Я уже давно наблюдаю за вами, но никак не могу с вами поговорить. Сегодня я пришла к вам в гости, не застала вас и решила оставить вам письмо с вопросами, а вы мне ответьте на них. Договорились? А сейчас послушайте мой первый вопрос. Скажите, нравится ли вам зима и почему?
Дети: Да, зима нам очень нравится. Зима нам нравится.
Дети:
1. Особенно красиво бывает во время снегопада
2. Красиво в солнечные дни, когда блестит снег
3. Очень красиво, когда деревья покрыты инеем, а под ними большие сугробы
Воспитатель: Ребята, какого цвета бывает небо зимой?
Дети: 1. В ясную солнечную погоду небо бывает голубого цвета
2. В пасмурную погоду небо серого цвета
3. Во время снегопада небо светлое, почти белое
Воспитатель: Ребята, как можно назвать зиму за ее красоту?
Дети: Зима волшебница, чудесница, сказочница, белоснежная, хрустальная
Воспитатель: Ребята, красота зимы не оставила равнодушным никого. Художники, очарованные ее красотой, написали много картин, многие из которых нам уже знакомы. Давайте подойдем к выставке и посмотрим на картины. Скажите, каким изобразил лес на своей картине художник Александров?
Дети: Он изобразил лес сказочным, таинственным. Деревья покрыты снегом, как будто шубами. Лес загадочный, волшебный, величавый, сказочный
Воспитатель: Ребята, красота зимы вдохновляла не только художников, но и поэтов. Под впечатлением от красоты зимней природы поэты писали замечательные строки.
Воспитатель:
Зима спешит, хлопочет… О. Высоцкая
Зима спешит, хлопочет,
Укутала в снега
Все кочки и пенечки,
Деревья и стога.
Белеют рукавицы
На веточках берез,
Чтоб им не простудиться,
Чтоб выдержать мороз.
Зима велела дубу
Накинуть пышный мех,
На ель надела шубу,
Тепло укрыла всех.
Воспитатель: Скажите, о чем заботится зима в этом стихотворении?
Дети: Зима заботится о деревьях, покрывает их снегом
Воспитатель: О какой шубке говорит поэт?
Дети: Поэт говорит о снежной шубе (шубе из снега)
Воспитатель: С чем сравнил поэт снег на дубе?
Дети: Поэт сравнил снег с пышным мехом
Ребята, а что вы любите делать зимой? (ответы) Давайте поиграем!
Физкультминутка «Снежки»
Воспитатель: Ребята, у меня возникла идея, а что, если с письмом мы отправим зиме подарок – запечатлеем красоту зимы в рисунках. Я предлагаю сегодня стать вам художниками и нарисовать то, как вы её себе представляете. Я вам хочу напомнить как рисуем деревья. (показ). Так же воспитатель знакомит с новым способом изображение ели жёсткой кистью.
— Сейчас вы подумайте и решите, что вы хотите нарисовать. А поможет представить ваш будущий рисунок музыка. Это произведение написал композитор Чайковский, называется оно «Зимние грезы». Оно тоже о зиме. Нам с письмом Зима прислала ещё и флеш. карту, давайте посмотрим что на ней. Включает телевизор, на экране видеозарисовки зимы. Дети слушают произведение Чайковского и смотрят видеозапись.
Воспитатель: Сейчас подойдите к столу и берите фон для своего рисунка и остальной материал, который может вам пригодиться.
(дети готовят материал и садятся)
В процессе рисования звучит музыка.
Во время рисования детей индивидуальная помощь в продумывании композиции, выборе цвета, техники.
Заключительная часть.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько замечательных рисунков у нас получилось. Они все разные. На некоторых изображен лес в ясную погоду, на других в пасмурную. А сколько стройных березок вы нарисовали, какие красивые ёлочки у вас получились. Кто хочет рассказать о своём рисунке? А чьи рисунки вам понравились и почему?.
Очень красивые рисунки у нас получились. Давайте мы сделаем рамочки для них и решим, которые мы подарим малышам, которые на выставку в детский сад или родителям. И обязательно вместе с письмом отошлем Зиме.
Особенности жизненного пути
За время своей работы автор участвовал во многих миссиях дипломатического плана. Это был Мюнхен, Турин и другие города. За границей Фёдор Иванович прожил более двадцати лет. На протяжении этого времени Тютчев не потерял душевной близости с родиной, постоянно думал о ней и писал стихи. Жизнь в Европе, в Мюнхене дала Фёдору понимание особенной немецкой философии. Он познакомился с Шеллингом, а также дружил с известным на то время немецким поэтом Гейне. Первая известность Тютчева состоялась в 36-м году девятнадцатого столетия. Именно в это время тетрадь с мыслями и записями автора была отправлена в руки Пушкина, прямиком из Германии. Александром Сергеевичем стихотворения были восприняты с восторгом и он сразу же опубликовал шедевры в своем распространенным на то время журнале под названием «Современник».
Признание Фёдора Ивановича как поэта случилось значительно позже. Он получил широкую известность и был главным предметом обсуждений у критиков только тогда, когда вернулся в родные места из заграничной службы. Это были 50-е года. О нем с восхищением говорили и Некрасов, и Тургенев, и Фет, и Чернышевский, которые прочли его первый сборник, вышедший в печать в 54-м.
По возвращении в Россию, в 44-м году он занял должность в качестве цензора и имеет высокий пост в Министерстве по иностранным делам. К концу своей жизни Тютчев сменил место деятельности и работал в Комитете по иностранной цензуре.
Ход занятия:
1. Сюрпризный момент.
— Ребята, сегодня я получила необычное приглашение от художника Тюбика. Он приглашает нас в дом, где живут картины.
Скажите, как называется дом, где живут картины (картинная галерея, музей).
-Мы знаем, что картинная галерея – это прежде всего музей.
Напомните мне, как надо вести себя в музее? (тихо, спокойно, разговаривать шепотом, экспонаты (картины) руками не трогать).
2. Основная часть.
1) Д/и «Разложи картины по жанрам».
— Вот мы с вами и в музее. Как здесь много красивых и интересных картин разных художников!
— На какие жанры изобразительного искусства можно разделить эти картины?
-Сейчас эти картины расположены все вместе в одном выставочном зале. Давайте распределим картины по жанрам. В первом выставочном зале будут находиться портреты, во втором – натюрморты, в третьем – пейзажи.
— Давайте остановимся в зале, где расположены пейзажи.
— Что обозначает слово «пейзаж»? (природа).
— Обратите внимание, какая богатая цветовая палитра у этих картин. Художники используют разнообразные цвета и оттенки, начиная с теплых тонов и заканчивая холодными, от сдержанных до буйства красок
Д/и «Теплые и холодные цвета»
_Солнышко и снежинка очень любят рисовать, но выбирают для своих рисунков только свои любимые цвета. Давайте поможем им разделить фломастеры по цветам и оттенкам. В стаканчик с солнышком поставим фломастеры теплых цветов, а в стаканчик со снежинкой – холодных.
2) Рассматривание картины.
-Давайте рассмотрим зимний пейзаж.
-Какие основные цвета использовал художник? (белый, голубой).
-Как можно назвать цвета, которыми пользовался художник, чтобы раскрыть красоту природы зимой? (холодные)
-Каких тонов больше: холодных или теплых?
— Обратите внимание, как расположены деревья?
— Деревья, которые находятся близко – большие, четкие, яркие, а деревья, которые находятся далеко – маленькие, нечеткие.
-Что за прелесть эти пейзажи!
Что вы чувствуете, когда смотрите на них?
Какое настроение у вас возникает?
— А сейчас закройте глаза и представьте свою зимнюю картину. Скажите, где вы оказались в своих фантазиях (в поле, в парке, в лесу, на снежной дороге)
-Зимушка-зима рисует чудесные картины.
А теперь давайте погуляем по зимнему лесу.
3) Физминутка «Мы пришли в зимний лес».
Мы пришли в зимний лес. Ходьба по кругу.
Сколько здесь вокруг чудес! Развести руки в стороны.
Справа берёзка в шубке стоит Руку отвести вправо и
посмотреть на неё.
Слева ёлка на нас глядит. Отвести руку влево и
проследить за ней взглядом.
Снежинки в небе кружатся, Кружатся.
На землю красиво ложатся. Приседают.
Вот и зайка поскакал, Прыжки на двух ногах
От лисы он убежал, на месте.
Серый волк рыщет, руки на поясе, наклоны
Он себе добычу ищет! в стороны.
Все мы спрячемся сейчас, медленно присесть, прячась.
Не найдёт тогда он нас.
Лишь медведь в берлоге спит, имитируют сон.
Так всю зиму он проспит.
Прилетают снегири, имитируют полёт птиц.
Ух, красивые они!
В лесу красота и покой развести руки в стороны.
Вот только холодно зимой. Обхватить руками плечи.
4)Объяснение последовательности выполнения работы.
-Художник Тюбик не зря пригласил нас в музей. Он предлагает нам открыть свою картинную галерею.
-Сегодня мы будем как художники рисовать «Зимний пейзаж у озера» в технике монотипия.
-В нашем пейзаже деревья будут отражаться в озере, как в зеркале.
-Давайте вспомним последовательность рисования в технике монотипия:
• Согнуть лист пополам по горизонтали.
• Прорисовываем берег по линии сгиба.
• Что рисуем на верхней части листа? (лес). Подумайте, какие деревья будут расти в вашем лесу.
• Что рисуем вначале? (деревья и кусты на заднем плане, дальние объекты, которые будут казаться меньше).
• Затем рисуем деревья и кусты на заднем плане, которые ближе к нам, поэтому они выше и крупнее, могут перекрывать дальние объекты.
• Смачиваем нижнюю часть листа водой при помощи губки или широкой кисти. Фон у нас уже готов, несмотря на то, что для зимы характерны холодные цветы, мы можем добавить в фон немного теплых тонов, так как зиме присущи розовато- сиреневые цвета.
5) Самостоятельная деятельность детей.
6) Анализ работ. Подведение итогов.
Ход занятия.
Воспитатель. Добрый день, ребята! Ребята, вы любите отгадывать загадки? Давайте я вам загадаю загадку,а вы попробуете ее отгадать:
Кто, угадай-ка седая хозяйка?
Тряхнет перинки – и над миром полетят снежинки. Ребята, как вы думаете кто это?
Дети. Это зима.
Воспитатель. А давайте вспомним, какой бывает зима? Какими словами можно о ней рассказать?
Дети.Зима бывает: белая, снежная, белоснежная, холодная, красивая, морозная, пушистая, блестящая, лютая.
Воспитатель. А в какие игры можно поиграть зимой?
Дети. Кататься на санках, коньках, лыжах.
Воспитатель. Но еще мы любим зиму за ее красоту. Художники написали много картин о зиме, поэты воспевают волшебницу – зиму в стихах. А мы сегодня посмотрим видеоклип на песню «Зима –красавица». (просмотр клипа)
Воспитатель: Ребята, вы обратили внимание какая красивая природа зимой? Я предлагаю нарисовать сегодня зимний пейзаж. Воспитатель
Ребята, а вы знаете, что такое пейзаж?
Воспитатель. Ребята, а вы знаете, что такое пейзаж?
Дети. Когда изображается природа.
Воспитатель. Верно, пейзаж – это изображение природы. Это картина, на которой изображены лес, поле, река, озеро.
Вы бы хотели стать настоящими художниками и нарисовать зимний сказочный лес. Хотите?
Ребята: Да!
Тогда занимайте свои места.
Воспитатель : Что нужно нарисовать что бы получился лес? (Много деревьев). Да, в лесу много деревьев. Это могут быть ели или листопадные деревья. Можно нарисовать кустарники.
Снежные сугробы мы изобразим необычным способом : возьмем лист белой бумаги, хорошенько его скомкаем и обмакнем в гуашь, затем сделаем отпечатки в тех местах, где мы хотим изобразить сугробы. А падающий снег мы нарисуем с помощью ватных палочек.
Сейчас я превращаю вас в художников. Попробуйте самостоятельно нарисовать зимний пейзаж.
Самостоятельная деятельность детей.
Воспитатель включает детям музыку. Дети рисуют под музыку. По мере необходимости воспитатель проводит индивидуальную работу.
Воспитатель. Ребята, вы, наверное, устали, давайте немножко поиграем и отдохнем? Встаньте в круг.
Воспитатель проводит с детьми игру «Зима».
Воспитатель. Ну что, отдохнули, а давайте посмотрим на наши деревья, они как раз подсохли за это время, продолжим нашу работу.
Воспитатель. Скажите, пожалуйста, что мы сегодня с вами рисовали?
Дети. Зимний пейзаж.
Воспитатель. А какое время года изображено на наших картинах?
Дети. Зима.
Дети. Бумагой, ватными палочками.
Дети. Да.
Воспитатель. Что запомнилось вам больше всего?
Ответы детей.
Воспитатель. Ребята спасибо вам за интересное занятие. А из наших рисунков мы сделаем выставку.
Ход занятия
Воспитатель:
— Ребята, скажите мне какое сейчас время года? (ответы детей)
— А как вы догадались? (ответы детей)
— Правильно. Послушайте стихотворение о зиме.
На поляну, на лужок
Тихо падает снежок,
Падают снежинки,
Белые пушинки.
Но подул вдруг ветерок-
Закружился наш снежок,
Кружатся снежинки,
Белые пушинки.
Воспитатель
В какое время года бывают сугробы снега, снежинки? (Зимой.)
Сюрпризный момент: голос из-за сугроба «Здравствуйте, а про меня забыли?»
Воспитатель
-Кто это прячется за сугробом?
Снеговик: Отгадайте загадку тогда покажусь.
Меня не растили — из снега слепили,
Вместо носа ловко вставили морковку.
Глаза – угольки, губы-сучки, холодный, большой…
Кто я такой?
(Снеговик)
Появляется снеговик из-за сугроба.
Воспитатель
— Ребята, посмотрите, какой красивый снеговик пришел к нам в гости.
Почему ты такой грустный? Что случилось?
Снеговик: Зима закончится, и я бы хотел, чтобы у меня на память остались зимние рисунки.
Воспитатель
Ребята, давайте поможем снеговику.
Но сначала скажите мне, какого цвета снег?
(белого)
— А чем мы будем рисовать?
(краской, кистью)
Краска у нас с вами сегодня необычная, и картины получатся необычные.
— Покажите, как правильно нужно держать кисть, как нужно сидеть во время работы.
Рассматривание снеговика.
На что похоже его туловище? Какой оно формы?
Давайте попробуем нарисовать пальцем круг в воздухе.
На какую геометрическую фигуру похожа голова?
Дети: На круг.
Воспитатель
На этом занятии мы будем рисовать картинку для снеговика. Это будет непростое занятие, а волшебное. Потому что в конце его мы подарим наши картины снеговику Значит, сегодня все должны особенно постараться, чтобы каждая картина получилась красивая и аккуратная.
Воспитатель: Но прежде чем мы приступим к рисованию,давайте разомнемся:
Физкультминутка Зима
Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз.)
По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в стороны.)
Во дворе у снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя.)
Побелел морковный нос. (Дети показывают нос.)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте.)
Вьюга злится,
Снег кружится, (Дети кружатся.)
Заметает все кругом
Белоснежным серебром. (Плавные движения руками.)
-Воспитатель
Посмотрите,как нужно выполнить работу:
На синий лист картона наносим » пенные сугробы»
Далее пенной массой рисуем снеговика.
В заключении рисуем падающий снежок.
Итог занятия
Ребята сколько замечательных картин с изображением зимы у нас получилось. Давайте подарим их снеговику.
С-т-и-х-иЛирика, поздравления, проза, блоги
Фёдор Иванович Тютчев занимает почётное место среди поэтов-классиков. Его считают основоположником русского романтизма. Пейзажная лирика имеет особое значение в его творчестве. Способность автора видеть и мастерски отображать на бумаге красоту природы, восторженное и трепетное отношение к ней нашли своё яркое выражение в его поэзии.
Стихотворение «Чародейкою зимою…» было создано в канун Нового 1852 года, 31 декабря. Главная тема стихотворения – созерцание покоя природы, упоение её очарованием. Произведение пронизано атмосферой волшебства и умиротворения. Автор подчёркивает таинственную двойственность жизни зимнего леса, рисуя в начале каждой строфы общую картину, а в конце – добавляя к получившемуся пейзажу точные и яркие штрихи. Для усиления этого эффекта используется тире после второй строки в каждой строфе.
Произведение написано четырёхстопным хореем с использованием двухсложной стопы и ударением на первом слоге. Автор применяет скрытое сравнение (метафору): «не живой лес, не мертвец», и олицетворение: «околдован, лес стоит, сном волшебным очарован, вспыхнет лес». Образ леса получается живым и ярким благодаря таким художественным приёмам, как оксюморон (противоречивая метафора): «лёгкой цепью пуховой», а также тропам и эпитетам. Устаревшие слова «краса, мещет» придают изображению зимнего леса загадочность, и даже торжественность, подчёркивают скрытую силу природы. Зима в данном произведении олицетворяется с прекрасной женщиной, очаровавшей лес, покорившей его своей красотой: «Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован…» Ничто не в силах разрушить этого очарования, этого безмятежного зимнего сна: «Солнце зимнее ли мещет На него свой луч косой — В нём ничто не затрепещет…» Лес останется спокоен и умиротворён, меняясь лишь внешне: «Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой…» Стихотворение не имеет ни политического, ни драматического, ни сатирического подтекста, ни двойного смысла. Его идея заключена в искреннем восхищении русской зимой, в стремлении поделиться им с окружающими, чтобы и они научились замечать и видеть прекрасное в окружающем мире. Будучи виртуозом художественного слова, Фёдор Иванович Тютчев создавал стихотворения образно-символичной формы, что нашло отклик в творчестве символистов начала хх века: А.Блока, Т.Брюсова и других. Несмотря на то, что поэтическое наследие автора нельзя назвать огромным, его труд не мог остаться незамеченным. А.А.Фет написал о нём: «Здесь духа мощное господство, здесь утончённой жизни цвет…»
История создания
Стихотворение было написано в последний день 1882 года. Новый год еще не приобрел в России такой популярности, как сейчас, но постепенно праздник становился все более распространенным. Неизвестно, запечатлел ли Федор Иванович пейзаж, который увидел 31 декабря, или вспомнил о лесе, где был раньше.
Опубликовали произведение спустя 14 лет после смерти Тютчева. Стихотворение отражало одну мысль — природа живая, нужно уметь видеть ее красоту и изменения, которые происходят каждый сезон.
Зима в творчестве поэта предстает в образе лирической героини. Федор Иванович неслучайно назвал ее чародейкой. Только волшебница способна сковать лес. Она не убивала его, а только погрузила в сон. Красочные описания позволяют представить волшебную картину.
Ход занятия:
Круг радости: «Передай радость» (передаем пожатием рук рядом стоящему ребенку по кругу, с улыбкой, глядя в глаза друг другу)
Организационный момент
— Ребята, давайте закроем глаза, я произнесу волшебные слова и мы с вами окажемся на выставке (произношу «снип, снап, снурре, пурре, базилюрре»)
— Откройте глаза и посмотрите, мы с вами оказались на выставке знаменитого русского художника Алексея Кондратьевича Саврасова. Мы с вами уже знакомы с биографией художника и его работами.
Беседа по картине.
— Какое время года изображено на картинах? (Зима)
— Скажите, пожалуйста, что художник изобразил на переднем плане картины? Что мы видим на заднем плане? (на одной картине показывают)
— Как можно назвать эти объекты, одним словом? (Природа)
— К какому жанру живописи относятся эти картины? (Это пейзаж)
— А как вы определили, что это «пейзаж»?
— Кто хочет рассказать определение «пейзажа»?
Чтение стихотворения
Если видишь на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш, —
Обязательно картина
Называется …. (пейзаж).
Творческая мастерская
В.: Ребята я предлагаю вам пройти в нашу творческую мастерскую.
Дети проходят и садятся за столы
В.: Сегодня мы с вами будем рисовать свой «зимний пейзаж». И чтобы он у вас получился таким же красивым, как у знаменитого художника будем использовать в работе алгоритм рисунка.
Воспитатель рассказывает,обращает внимание на:
-название темы
-что можно нарисовать (деревья, снег на деревьях, сугробы, облака)
— композиция (линия горизонта, о ближнем и дальнем плане)
(делаю акцент на то, что весь лист должен быть заполнен)
— части суток
— колорит, т. е. используемые цвета (мы знаем, что в данное время года –синий, голубой, серый, белый, а какой цветовой гаммой вы бы хотели воспользоваться чтобы нарисовать свой «пейзаж»)
Знакомство с техникой «примакивание»
Показ работ детей выполненных в этой техники.
— Рисовать мы сегодня будем с помощью комочка смятой бумаги, но основную работу выполним гуашью.
Пальчиковая гимнастика «Зимняя прогулка»
(Загибаем пальчики по одному)
Раз, два, три, четыре, пять
(«Идём» по столу указательным и средним пальчиками)
Мы во двор пришли гулять.
(«Лепим» комочек двумя ладонями)
Бабу снежную лепили,
(Крошащие движения всеми пальцами)
Птичек крошками кормили,
(Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
С горки мы потом катались,
(Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
А ещё в снегу валялись.
(Отряхиваем ладошки)
Все в снегу домой пришли.
(Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)
Съели суп и спать легли.
Самостоятельная работа
Перед началом работы предложить детям на минуту закрыть глаза и представить свой пейзаж (под музыкальное сопровождение).
В начале дети создают фон своего рисунка.
Потом рисуют дерево или несколько деревьев. И формирую крону покрытую инеем, с помощью смятой бумаги.
В.: Работа подошла к концу.
Композиция
Композиционное строение этого стихотворения очень интересно: с одной стороны, Тютчев использует одночастную композицию, описывая одно и то же природное явление на протяжении трех строф. С другой стороны, невозможно не заметить деление внутри этих строф. Каждая из них делится на две части по простому принципу: открывающие строки – это обобщенное описание природного явления, а строки с третьей по пятую используются для детализации описываемого пейзажа.
Таким образом Тютчев показывает, что существует две жизни природы: внешняя, которую могт видеть все, и внутренняя, которую можно лишь угадать. Такой романтический взгляд на окружающий мир проявляется во многих пейзажных произведениях этого автора.
Он также показывает, что изменить что-то в прекрасной картине может только сама природа, более никто на это не способен. Тютчев также доносит до читателя мысль, что место чуду в жизни есть всегда – достаточно только внимательно посмотреть вокруг, чтобы его увидеть.
Общее настроение и проблема стиха
Стихотворение «Чародейкою зимою» в первую очередь демонстрирует жизнь прекрасного мира, что вокруг нас, главное только научится вовремя видеть окружающий мир. Федор Иванович поднимает важный вопрос отношений человека и природы, вед эта тема вечна. Поэт максимально романтично передал красоту и особенности зимнего периода года, который многие недолюбливают из того что эта пора года наиболее опасна, чем все остальные. Автор предлагает посмотреть на зиму иными глазами, Федор Иванович пишет о белоснежном сне, что окутал не только лес, но и весь мир. Ведь истинный поет, ровно, как и художник, всегда смотрит красоте прямо в глаза, даже если эта красота таит в себе угрозу. Не сложно догадаться, что общий настрой стиха «Чародейкою зимою»- восторженный и праздничный, и пусть при этом он немного таинственный. Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Ход НОД
I.Вводная беседа: организационный момент
— Здраствуйте ребята! Давайте посмотрите в окно и послушаете меня внимательно.
II.Мотивация деятельности:
1. Я загадаю загадки, а вы поймете какая тема нашей сегодняшней встречи
(Педагог предлагает загадки о зиме и зимних приметах. Дети по желанию отвечают).
2. Педагог предлагает детям прочитать их отрывки стихотворений о зиме (по желанию).
Затем сам читает строчки из произведений:
Ф. Тютчев «Чародейкою зимою…», А. С. Пушкин «Идет волшебница-Зима»
… Чародейкою зимою околдован лес стоит,
И под снежной бахромою,-
Неподвижною, немою,-
Чудной жизнью он блестит.
… Пришла, рассыпалась ; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.
3. Просмотр презентации «ЗИМА»
Педагог по ходу просмотра комментирует и задает вопросы :
— Какую зиму хотели изобразить поэты? (волшебницу, которая совершает в лесу чудеса)
— Как зима волшебно изменила лес? (намела чудные сугробы, замела ветви и они стали
похожи на персонажей сказок) и «на что похожи» заснеженные деревья?
— Какими цветами играют заснеженные сугробы?
— Чем отличается ночной зимний лес от его дневного изображения (тени и отблески Луны)
III.Объяснение практической части работы:
1.Педагог: — «У вас есть клей и бумага, которые помогут каждому стать волшебником, как Зимушка, и очутиться в сказочном зимнем лесу… Попробуйте передать своё настроение!»
2. Педагог, чтобы активизировать воображение детей при изображении зимы, повторяет описания картин природы.
IV. Практическая работа
1. Дети выполняют несколько видов деревьев.
2. Дети выполняют заготовки больших деревьев и выбирают вариант размещения стволов на обратной стороне обоев (приклеить к основе клеем ПВА, добавив по периметру кроны «заснеженные» шапки из клеевых салфеток, нежных мягких тонов и белых тонов (на жидком клестере). Добавляют мелкие деревья на заднем плане.
Педагог обращает внимание детей на необходимость сохранения ритма высоких и низких деревьев, формируя композиционное единство
3. Готовую коллективную работу педагог закрепляет на стене.
V. Заключительная часть (выставка работ)
1. Дети вместе в с педагогом любуются красотой композиции из бумаги, анализируют выразительные образы зимних деревьев, выражают своё эмоциональное отношение, подмечают особенности фантазии каждого исполнителя.
2. Во время просмотра работ педагог предлагает детям почитать стихи о зиме (по желанию)
3. Педагог предоставляет к сравнению образец предыдущей готовой работы дает положительные оценки результатов.
Подведение итога:
— Давайте вместе еще раз полюбуемся замечательными пейзажами, которые вы сегодня создали.