История и современность
Валяние шерсти (фелтинг: от англ. felt — войлок, от нем. Filzen- фильцевание, фильц, набивание) — это особая техника рукоделия, в процессе которой из шерсти для валяния создаётся рисунок на ткани или войлоке, объёмные игрушки, панно, декоративные элементы, предметы одежды или аксессуары. Только натуральная шерсть обладает способностью сваливаться или свойлачиваться (образовывать войлок).
Валяние — самая древняя техника изготовления текстиля на Земле. Археологи датируют возникновение первых валяных изделий 8000 летним возрастом.
Древние люди начинали валять из найденной шерсти диких животных. И только потом они научились прясть, вязать и изготавливать ткани. Кочевники были первыми людьми, оценившими уникальные свойства войлока.
Они делали из шерсти дома, одежду (стельки, бурки и мужские головные уборы), предметы интерьера (ковры, дорожки, подушки), скотоводческое снаряжение (детали седла, чепраки и попоны для коня, большие войлочные сумки для перевозки грузов и др.), утварь (мешки для хранения чая, мелкой посуды и прочих мелких предметов), подстилки для новорожденных телят.
В Россию техника валяния пришла вместе с монголо-татарским игом и прижилась благодаря суровым зимам. Самое распространенное русское валяное изделие, конечно же, валенки, хотя помимо них на Руси изготавливалось сукно и войлоки для хозяйственных нужд, валяные шапки, кисеты для хранения табака. Белорусы также использовали войлок в изготовлении валенок, верхней одежды, например, юбок, утеплении домов.
Сегодня в России войлок один из самых старых, традиционных материалов вновь обретает актуальность. Полузабытое народное ремесло последнее десятилетие возрождается в модной индустрии. Войлок, изготовленный по старинным технологиям, и на современных машинах находит применение при изготовлении обуви и шитья одежды, а не только как утеплитель.
Сегодня войлоковаляние превратилось в интересную форму художественного самовыражения. Художники по войлоку умудряются даже изобретать новые приемы валяния шерсти. Уже давно в моде войлочные аксессуары и украшения из войлока, одежда, войлочные картины и игрушки.
Неожиданными становятся сочетания войлока с керамикой, металлом, стеклом. В последние десятилетия увлечение валянием охватило весь мир! И для этого есть веские причины: Во-первых, научиться валять — очень просто. Во-вторых, результат виден практически сразу, что очень важно для начинающих. В-третьих, для валяния обычно не нужно сложных устройств и большого пространства — достаточно столика. В-четвертых, сам процесс валяния — это отличная релаксация. И наконец, в-пятых, вы получаете замечательную возможность украсить себя, свой дом, делать чудесные подарки родным и близким и даже получать постоянный доход. Войлок можно кроить, окрашивать в любые цвета, соединять с другими фактурами, дополнять вышивкой, бисером, кружевами и перьями, создавая уникальные авторские вещи
И наконец, в-пятых, вы получаете замечательную возможность украсить себя, свой дом, делать чудесные подарки родным и близким и даже получать постоянный доход. Войлок можно кроить, окрашивать в любые цвета, соединять с другими фактурами, дополнять вышивкой, бисером, кружевами и перьями, создавая уникальные авторские вещи.
Материалы и инструменты
Шерсть. Для создания картин из шерсти в технике «сухого» и «мокрого» валяния лучше всего использовать мериносовую шерсть. Она очень тонкая, длинноволокнистая, легко скручивается, быстро поддается валянию.
Воздушно-пузырчатая пленка для мокрого валяния. За счет этих пузырьков в процессе валяния шерсть очень хорошо сваливается. Помимо того, что пленка укладывается на рабочую поверхность, из нее очень удобно делать и шаблоны для валяния (например, валенок, тапочек или сумки). В результате полотно получается ровным и мягким.
Тюль. После раскладки шерсти, ее необходимо накрыть, чтобы она не смещалась в процессе валяния. Можно использовать для этой цели москитную сетку или любую тюль.
Мыльный раствор для смачивания шерсти ( можно раствор воды с жидким мылом). Для разбрызгивания мыльного раствора понадобится пульверизатор, так как шерсть нужно мочить не сильно, а лишь слегка смачивать. Чересчур мокрые шерстяные волокна хуже сваливаются.
Скалка. Она будет отличной помощницей в валянии, одними руками шерсть как следует не свалять.
Полотенце. Лучше взять махровое полотенце, так как оно лучше впитывает воду. Оно понадобится для того, чтобы убирать лишнюю воду.
Игла для фильцевания — специальная металлическая игла с разнонаправленными насечками: с правой стороны они идут сверху вниз, а с левой — снизу вверх. С помощью такой иглы шерсть прокалывается насквозь вертикальным движением до желаемой плотности, благодаря чему волокна спутываются.
Нужно быть осторожным при работе, сама игла и насечки очень острые!
Поролон. Чтобы не поранить руки при случайном протыкании изделия насквозь и уберечь иглу от повреждений, рекомендуем при валянии использовать подложку из поролона высотой не менее 6-7 см или специальную щетку-подушку.
Техники валяния из шерсти
Для мокрого валяния (felting) понадобится шерсть, пупырчатая пленка, москитная сетка, мыло и горячая вода.
Это классический способ. Основная его хитрость состоит в том, что для облегчения перемешивания и взаимопроникновения волокон шерсти используют мыльный раствор, который значительно уменьшает трение между волосками, и под воздействием сжимающих и давящих движений ладоней волоски располагаются в толще материала так, как их ни за что не удалось, бы расположить в слое войлока в сухом состоянии.
Помимо этого в горячей воде волоски шерсти значительно удлиняются — таково природное свойство шерсти. После валяния изделие нужно просушить, при этом, по мере высыхания, волоски пытаются принять первоначальную длину, но поскольку их концы перепутаны в процессе валяния, а смазка в виде мыльного раствора удалена, то вышеупомянутые «замочки» их крепко держат, что и позволяет войлоку сохранять приданную в ходе валяния форму.
Таким образом, изготавливаются и плоские войлочные изделия (ковры, панно, картины, ткани для одежды), и полуобъемные войлочные изделия, изготавливаемые с применением плоских форм-макетов (очечники, сумки, обувь и т.п.).
Раскатывание картины
Затем, точно так же сворачиваем в «рулет», но уже в другом направлении (т.е. если раньше вы катали по ширине) – теперь, панно должно наматываться на палку в длину. Это позволит изделию усесть в обоих направлениях пропорционально. В общей сложности изделие должно подвергаться трению минут 40-50. Периодически разворачиваем и меняем направление, панно можно слегка потянуть, устраняя деформацию краев.
Просушивание картины.
Показателями свалянности изделия служат: усадка изделия на 30 или более процентов, неотделимость волокон друг от друга, общая однородность войлока. Когда изделие сваляно, разворачиваем его и аккуратно отжимаем в сухое полотенце пеленку, раскладываем сушиться.
Выбор идеи
Изучив теоретический материал, просмотрев литературу, интернет-сайты, я приняла решение выбрать для мастер-класса декоративное панно с анималистическим жанром. В процессе сбора информации был рассмотрен ряд вариантов.
Из предложенных мною вариантов в качестве объекта я выбрала пейзаж с летящими над озером лебедями, а на заднем плане пейзажа будет восходящее солнце. Лебедь — священная птица древних славян. Эти очень красивые гордые птицы селятся по озерам. Они охраняемы и занесены в красную книгу России и ЯНАО. Среди археологических находок на территории России встречаются древние колесницы, запряжённые лебедями, первобытная утварь в виде лебедей (например, ковши). Фигурки лебедей делались также на многих украшениях — например, браслетах или фибулах, и на русских вышивках, где образ лебедя переплетался с солнечными мотивами.
Согласно древним преданиям именно лебеди влекут за собой по небу солнечную колесницу, а ночью — помогают ему переплыть тёмные воды подземного царства. По имени лебединого крика (кликать) назван также замечательный женский головной убор — кика.
Определившись с сюжетом моей работы, необходимо было выбрать время года, которое я хочу запечатлеть. Подумав, я решила, что именно белые лебеди будут красиво смотреться на темно-голубом фоне неба и летящими над голубым озером с камышами.