Кружевные картины
У каждого народа своя техника выполнения кружевных полотен. Всему миру известны вологодские, румынские и ирландские кружева – традиционные ремесла, которые сегодня активно возрождаются.
Кружевные наряды не все носят, зато они отлично сморятся в виде художественных панов из отдельных элементов. Можно использовать:
- традиционное и фабричное кружево;
- кусочки фатина с вышивкой;
- связанные тонким крючком цветы и листья;
- детали гардины с кружевными элементами.
Эффектную картину из кружевного лоскута можно придумать и составить самостоятельно, имея в распоряжении некоторые фрагменты панно. Когда-то некоторые изображения несли какой-то сакральный смысл, поэтому кружевные панно были частью верования.
Сегодня диковинные «птицы», 8-гранные звезды, солнце и луна в одном панно или какие-то деревья утратили свой смысловой подтекст. Поэтому можно пришивать тонкой леской или наносить с помощью клеевого пистолета любые фрагменты на свое усмотрение.
Сегодня также широко используются «сборные» панно из кружевных салфеток, аккуратно закрепленных мелкими гвоздиками на деревянной панели. Этот декор превосходно впишется в интерьер в стиле кантри или прованс.
Настоящие произведения искусства – удел мастеров, которые превратили свое хобби в прибыльный бизнес. Однако они тоже когда-то начинали с самого простого – изготовления цветных наволочек на диванные подушки в стиле пэчворк или наклеивания кусочков кожи на сумку.
Джутовая филигрань для начинающих: схемы узоров и трафареты
Без предварительно нарисованного узора и трафарета сложно сформировать необходимые завитки. Поэтому прежде чем приступить к изготовлению, необходимо придумать или взять готовые орнаменты, выполнив наброски на бумаге.
Для удобства берется бумага формата А4 и вкладывается в мультифору этого же размера. Она позволяет хорошо закрепить узоры, не сдвигается и не мнется.
Для создания трафарета запасаются фантазией и составляющими в виде:
- чистой бумаги;
- карандаша и фломастера;
- ластика.
Условия создания трафарета:
- Нет своих идей, помогут книги или интернет. Зная основные элементы, в будущем выдумать свой эскиз не будет сложно.
- Новичкам лучше рисовать узоры при помощи карандаша, исправлять, убирая ластиком лишние элементы. Готовый рисунок обводят, применяя фломастер.
- Если будущая конструкция из джута будет объемной в одну нить, узор должен обладать достаточной плотностью для того, чтобы изделие было прочным. При использовании джутовых лент можно придать ажуру больше воздушности, так как изделие будет жестким.
- Линии узора должны быть жирными, чтобы трафарет хорошо просматривался через пленку.
- Составляя рисунок, необходимо учитывать симметричность, но можно придерживаться своей идеи, чтобы все смотрелось гармонично.
Если не получается рисовать свой трафарет с первого раза, то не стоит отчаиваться, небольшая тренировка, и шаблон готов.
Стринг-арт — картины из гвоздей и нитей: что это и как ему научиться
Научиться стринг-арту просто , а возможности его практически безграничны! В нашем обзоре — история стринг-арта и всё о том , как начать им заниматься.
Стринг-арт: история и современность
Этот вид хенд-мейд искусства заключается в рисовании нитями — натягиваемые на гвоздики на доске, нити образуют картину. «String» с английского языка переводится как «струна» или «верёвка», ещё этот необычный вид рукоделия называют «изонить»: от «изображение» + «нить».
Единого мнения о том, как появился этот вид искусства, нет. По одной из версий, его придумали английские ткачи в XVII веке. Они создавали ажурные украшения для дома при помощи дощечек, ниток и гвоздей.
Прошло несколько столетий, и в середине XIX века полузабытый способ работы с нитью возродила математик Мэри Эверест Буль. Она нашла оригинальный способ демонстрации своим ученикам построения геометрических фигур. Для занятий она использовала небольшую доску с прибитыми гвоздями, на которой при помощи верёвки «рисовала» треугольники, квадраты и более сложные фигуры.
Первым человеком, вписавшим своё имя в историю стринг-арта как хенд-мейд искусства, стал американец Джон Эихенгер, главный дизайнер компании Open Door Company (Лос-Гатос, Калифорния). Разглядев в «геометрической» технике «изобразительный» потенциал, Эинхер начал создавать картины на дощечках при помощи нитей и гвоздей. В своем творчестве дизайнер обратился к восточному искусству мандалы (сакральное символическое и схематическое изображение у буддистов), заметив, что линии нитей, натянутые на гвозди, могут образовывать подобные узоры. Мандалы, создаваемые Эихенгером с 1972 года, отличались изяществом, неповторимыми оптическими иллюзиями и соответствием законам математики — ко всему прочему, они были очень красивы. У дизайнера появились последователи — на практике выяснилось, что в технике стринг-арта можно «рисовать» не только симметричные, но вообще любые картинки.
Работа Джона Эихенгера
Сегодня в стринг-арте выделяют три основных направления:
— создание абстрактных картин и рисование геометрических фигур;
— создание несимметричных художественных изображений (портретов, пейзажей — по сути, любых картинок);
— объёмное рисование нитями.
22 редких и необычных вида рукоделия
Осваиваем основы стринг-арта
Вам потребуется:
— деревянная дощечка (подойдёт также кусок ДСП или подобного материала, в который легко забить гвозди, главное — чтобы доска была достаточной толщины);
— при желании — краска, морилка или другое покрытие для подготовки доски (можно делать картинку и на чистой доске);
— гвозди с шляпкой, длина гвоздя — 1−2 см (можно чуть длиннее, важно, чтобы кончики гвоздей не вылезли с изнанки);
— небольшой удобный молоток;
— прочные нити для создания рисунка (для начала подойдёт «Ирис» или не слишком толстые и пушистые нитки для вязания, можно использовать и швейные нитки, мулине и так далее);
— карандаш или маркер для нанесения разметки на доску;
— шаблон рисунка (скопированный, распечатанный или созданный самостоятельно).
Технология создания работы в технике стрит-арт:
1. Подготовка основы (дощечку, если нужно, обрезать, зашкурить края, при желании — покрасить и так далее).
2. Перенос рисунка на основу, разметка расположения гвоздей.
3. Забивание гвоздей.
4. Натягивание между гвоздями нитей.
Если эскиз сложный, вы можете распечатать его на бумаге, прикрепить рисунок скотчем к доске, вбить гвозди, а потом пинцетом удалить бумагу.
Умельцы советуют: чтобы облегчить процесс рисования нитками, можно воспользоваться самой простой шариковой ручкой, точнее — её корпусом (нужен раскручивающийся корпус, из двух половинок, с отверстиями с обоих концов). Из ручки надо вынуть стержень и сквозь корпус пропустить нить — так работать будет удобнее.
Стринг-арт для начинающих: мастер-класс
Создание многоуровневой симметричной геометрической картины в стиле стринг-арт:
Создание портрета в технике стринг-арт:
Картина «Девушка-осень»
Для изготовления данной поделки, помимо природного материала, необходимо взять:
- плотную основу 50 на 42 сантиметров (ДВП, плотный картон и т.д.);
- лак акриловый, матовый;
- краски акриловые золотистых оттенков – желтый, золотой, бронзовый;
- краски акварельные – желтая, бежевая;
- мука;
- кисточки для рисования;
- клей строительный;
- шпатлевка.
Когда все необходимые материалы будут подготовлены можно смело приступать к творческому процессу, Для этого:
- Берется лист-основа, кладется на изнаночную сторону – это будет рабочая сторона.
- Рамка делается при помощи техники терра. Для этого используется шпатлевка, которая ровно наносится по контуру рамки, в которую вдавливаются семена, крупа. Вместо нее можно использовать сухой плиточный клей, в 6 частей которого добавляется одна часть клея ПВА и три части муки. В этом случае сперва кромка рамки промазывается ПВА, затем наносится смесь слоем около одного сантиметра. После чего в нее вдавливаются крупа и семена колосьев. Как только все ингредиенты вдавятся, лист поднимают вертикально и стряхивают излишки семян и пшена. По истечении тридцати минут смешивается лак и ПВА, полученной смесью обрабатывается вся рамка. Как только лак высохнет, его можно будет покрыть краской золотистого оттенка. После высыхания при помощи бронзовой краски можно выделить колосья, семена.
- При помощи акриловых красок выполняется фон картины. Лучше всего если мазки будут плавными, без лишних резких штрихов.
- С помощью простого карандаша прорисовывается образ девушки для поделки из листьев, в последующем покрасить силуэт золотистой краской.
- Наряд выполняется из осенних листьев, которые будут формировать пышную юбку девушки. Клеятся листья по рядам. Начинать стоит с самого нижнего ряда, каждый последующий будет крепиться чуть выше предыдущего. Крепление листьев производится при помощи обычного клея ПВА.
Можно украсить юбку при помощи ягод рябины, высушенных небольших цветочков и так далее. Для придания картине законченного вида на голову девушки крепится венок, которые выполняется при помощи листочков и ягод рябины.
С каждого края поделки можно наклеить веточки рябины, березы, придав тем самым вид осеннего леса. По низу картины клеится мох или травка. Вот и все Девушка-осень готова.
Материалы и инструменты для картин
Есть что-то притягательное в эксклюзивных работах мастеров, независимо от техники выполнения. Самодельные покрывала, сумки, панно или детские пледы «хэнд-мэйд» могут выглядеть как настоящие произведения искусства. По сути, так оно и есть, если за дело берется настоящий мастер.
Глядя на некоторые картины из лоскутков ткани, кажется, что это невозможно повторить. Действительно, каждое изображение – эксклюзив, но для начала стоит освоить азы техники пэчворк или лоскутной мозаики.
Наиболее популярные техники для создания плоских и объемных «картин» из текстильных обрезков:
- пэчворк;
- квилтинг;
- осиэ;
- кинусайга;
- техника «мокрая ткань»;
- панно из кружева, фетра, кожи и джинсовой ткани.
Для воплощения интересной идеи не нужны большие расходы, а обрезки ткани можно найти в любом доме. Часть расходных материалов легко подобрать во время сезонной ревизии – кожа и замша, фурнитура от сумок и сапог, обрезки ненужных вещей с красивым рисунком.
Готовые тканевые картины помогут оживить блестки и камешки, пуговицы и бусины.
Понравившееся изображение нужно распечатать или перевести на кальку. Тем, кто имеет дар художника, можно начать с наброска на бумаге. Далее на каждый фрагмент будущей картины подобрать лоскут подходящего цвета и приступить к выполнению композиции.
Набор приспособлений и инструментов (многие взаимозаменяемые):
- набор иголок;
- швейные нитки, пряжа, леска;
- клей (ПВА, жидкие гвозди, клей-пистолет);
- деревянная рамка или фанера;
- лист пенопласта (картон, плотная бумага);
- ножницы закройщика и небольшие остроконечные ножницы;
- карандаш и длинная линейка;
- цветной лоскут разной плотности;
- краски (гуашь, акварель, акрил);
- степлер;
- утюг с отпариванием;
- декор.
Текстильные панно чем-то напоминают витражи, батик и традиционную роспись по шёлку, практикуемую в Японии. Многие приемы позаимствованы из разных техник, дополняя друг друга. Поэтому часть процессов выполняется одинаково (описание повторяется).
Увлечение традиционным искусством, зародившимся в Азии, постепенно овладело сердца мастеров из других континентов, и каждая страна внесла свою лепту в тканевую аппликацию. Сегодня в свободном доступе есть мастер-классы по изготовлению пэчворка из ткани.
В стиле квилтинг
Необычные картины из остатков ткани технике квилтинг позаимствовали приемы из многослойной одежды. От пэчворка она отличается способом выполнения лоскутного полотна.
Дизайнерская одежда, выполненная в данной технике, выглядит очень привлекательно. Чтобы придать ей объема, сшитое полотнище настрачивается на тонкий слой поролона.
Тем же способом можно оформить и панно из лоскута. В разных странах в этой технике комбинируют обычную ткань и рукотворное трикотажное полотно, а также способы фиксации с помощью крючка.
Интересно наблюдать технику выполнения квилтинга, где на основу (однотонную или цветную) нашивают элементы тканевой картины, рождая настоящий шедевр.
Наматывание
При помощи наматывания ниток создаются картины двух основных стилей: сплошной и лучевой. В первом случае картина выполняется на мягком материале, например пенопласте или картоне. На него наносится контур при помощи маленьких гвоздиков. Забить их можно своими руками. Рисование происходит при помощи простого наматывания ниток на гвоздики. Сперва наносятся контуры, а после заполняются свободные участки. Направление нитей при этом выбирается произвольно. Основная задача — заполнить все пространство. После окончания наматывания ниток, гвозди следует немного подбить молоточком, однако не слишком сильно, чтоб нитки не соскочили. Это важный момент, поскольку нитки дополнительно ничем не крепятся и можно собственными руками все испортить.
При лучевом методе наматывания ниток рисование основы может происходить любым избранным ранее методом. Лучи призваны лишь придать панно отточенность и послужить ему завершающими штрихами. На раму картины с внутренней стороны вбивают или вкручивают руками несколько небольших гвоздей. Нитки не наматываются толстыми слоями, используется эффект веера. Из одной точки будто расходятся в разные стороны нити. Они могут постепенно сливаться с основным фоном панно, а могут накладываться, перекрещиваясь и создавая неповторимые иллюзорные сочетания.
Не столь важно, какой тип ниток вы выберете, какую технику создания панно вы предпочтете, будь то вышивка на картоне или аппликация с использованием дополнительных материалов и клея, будете выполнять все сами или посетите для этой цели мастер класс, главное — получать удовольствие. Оно придет не только от созерцания уже готового изделия, но и от самого процесса его создания. Разрешите себе экспериментировать и не бойтесь получить нечто нестандартное — созданное своими руками с настоящим чувством всегда прекрасно
Разрешите себе экспериментировать и не бойтесь получить нечто нестандартное — созданное своими руками с настоящим чувством всегда прекрасно.
Ход работы
Практический любой предмет окружающего нас мира можно представить в виде той или иной геометрической фигуры:
- Первым шагом в изображении листочка будет нанесение на бумагу круга среднего размера.
- Шаг № 2. В левой нижней части круга пририсовываем треугольник – будущий кончик листочка.
- Шаг № 3. В правой верхней части круга рисуется хвостик листика.
- Шаг № 4. По центру изображения проводится линия.
- Шаг № 5. От проведенной центральной линии намечаем боковые ответвления – прожилки листа.
- Шаг № 6. С левой стороны бумаги рисуется более маленький по размеру листик. Этапы работы по его оформлению идентичны тем, что проводились при изображении более крупного варианта.
- Шаг № 7. Контуры обоих листиков и внутренние прожилки оттеняются черным цветом.
- Шаг № 8. Большой листик раскрашивается зеленым карандашом, а маленький – желтым.
- Шаг № 9. Придаем объём нарисованным предметам. Большой лист затеняем карандашом густого зеленого цвета, а маленький – оранжевым.
- Шаг № 10. Хвостики каждого листика оформляются коричневым цветом.
Рисунок готов. Полученный навык пригодится малышам при работе над более сложными картинами, такими как пейзаж или натюрморт.
Объемные картины
Переходя к объемным изображениям, выполненные в лоскутной технике, стоит освоить более простые способы работы с лоскутом. Из выпуклых фрагментов можно создавать настоящие шедевры – пейзажи и изображения природных объектов.
Для объема используйте двойные детали, набитые синтепоном или кусочки ткани поверх лекал из картона, а также накрахмаленные фрагменты. Глубины лоскутному изображению также придаст сам рисунок, которые состоит из блоков с изображением рельефа местности.
Желательно работать, имея перед собой реальную картину, фото или рисунок, который воссоздается в новой технике на однотонной или цветной ткани. Что-то можно дорисовать кистью, когда готова основная часть рукотворного пейзажа.
Композиция
Освоив элементарные навыки по изображению листьев деревьев можно приступить к более сложным видам работы, например, созданию композиции. Нарисуем карандашом сразу несколько листьев клена в различных ракурсах.
Лист бумаги разделяется на три фрагмента. В каждой части будем рисовать по три листочка.
Верхний ряд
Первый лист прорисовывается очень тщательно. Аккуратно и четко выделяются прожилки и все мелкие детали.
Второй лист изображается в упрощенном варианте. Места прожилок обозначаются простыми линиями.
Третий лист на рисунке следует изобразить самым схематичным образом. Подобный принцип изображения используется для создания эффекта контраста между доминантным объектом и фоном.
Средний ряд
Четвертый (первый в данном ряду) лист практически идентичен самому первому листику на рисунке. Различия можно будет добиться использую иной вариант раскраски.
Изображаем пятый лист поврежденным. Оформляем на листочке несколько небольших дырочек, как будто какое-то насекомое повредило его.
Шестой лист изображается с закрученными концами. Опытные педагоги часто заставляют учеников заняться поиском подобных экземпляров в парке, лесу или на улице. Это прекрасно развивает наблюдательность, воображение и навыки изображения.
Нижний ряд
Седьмой лист будет отличаться от самого первого изображения наличием солнечных бликов.
Восьмой следует изобразить так, будто он только что оторвался от ветки и подгоняемый ветром летит к земле.
Последний листок будет отличаться от всех предыдущих своей раскраской – торжеством необычно красочной осенней палитрой.
Рисование в технике «отпечатки листьев на бумаге»: пример 2
Тема: рисуем осеннее дерево
Мы решили нарисовать дерево коллективно с группой детей. На листе ватмана формата А1 я контурно нарисовала ствол дерева и ветки. А Марк и Леша раскрасили ствол коричневой краской.
Настя и две Полины раскрашивали листья и делали отпечатки на дереве. Когда мальчики раскрасили ствол, они тоже присоединились к работе с отпечатками листьев.
Вот такое сказочное осеннее дерево во время листопада придумали и нарисовали дети.
Окрашенные после отпечатков листочки мы не смогли выкинуть. Некоторые мы приклеили под деревом на клей ПВА. А остальные засушили – пригодятся для будущих творческих работ.
Рисование отпечатками листьев – очень интересное и увлекательное занятие. Дайте волю детской фантазии и они «сотворят» прекрасные работы!
Творческое задание:
Во время обсуждения осенних работ поговорите с детьми и спросите:
— Какие лиственные деревья Вам известны?
— Вы бывали в осеннем лесу? Что происходит с листьями на деревьях осенью? Расскажите, на каких деревьях листья желтеют, а на каких они становятся багровыми?
— Нарисуйте осенний лес отпечатками листьев.
— Посвятите часок семейному творчеству. Посидите в тесном семейном кругу и нарисуйте на ватмане большое дерево с отпечатками осенних листьев. Получите удовольствие и украсьте свой дом или свою дачу, группу детского сада этой детской творческой работой.
Уверена, у Ваших детей останутся на всю жизнь незабываемые впечатления. Удачи Вам в семейном творчестве!
Автор мастер-класса: Вера Хиглод, учитель технологии, руководитель кружка детского художественного творчества, читательница сайта «Родная тропинка».
Описание техники рисования листьями
Чтобы сделать с детьми красивую, яркую картину, необходимо для начала подготовить материалы. Понадобятся:
- листья разных размеров и форм;
- альбомная бумага;
- краски;
- кисточка;
- стаканчик с водой;
- карандаш;
- черновик, на котором на листья будет наноситься краска.
Дальше нужно придумать композицию. Например, выложить из листочков осенний лес, солнышко, вазу с гербарием или большое дерево. Примеры-картинки:
Простым карандашом следует нарисовать контуры рисунка, помогающие понять, куда ставить каждый следующий отпечаток листа. Теперь дело за малым – нанести кисточкой на верхнюю часть листочка краску (можно одновременно нескольких цветов) и приложить к заранее намеченному месту на бумаге.
Способ с нанесением краски вокруг листьев
Оставить отпечаток листа можно разными способами. Очень красочно и ярко получаются рисунки с белыми листочками на разноцветном осеннем фоне. Примеры:
Нарисовать подобные картины еще проще. С задачей справятся дети самого малого возраста. Для этого нужно приложить листья разной формы на белый лист А4, и придерживая их, аккуратно разукрасить фон. На заключительном этапе листочки убираются.
Отпечатки листьев в технике фроттаж
Еще один необычный способ получить отпечаток листа – натереть бумагу, положенную поверх листа с плотными прожилками, восковым мелком. Фроттаж дословно так и переводится – «тереть, натирать». Несомненный плюс техники – реалистичная передача вещественности листа, его формы и рельефа. Чтобы рисунок получился красивым, а листья не ерзали при натирании, рекомендуется составить и приклеить композицию на черновике, а затем уже накладывать сверху альбомную бумагу и начинать рисование.
Примеры картинок:
Рисование штампами из пластилина
Затеять творческое занятие по рисованию отпечатками листьев можно в любое время года, даже зимой. Только вместо живых листочков с деревьев готовятся штампы. Проще и быстрее всего сделать заготовки из пластилина. Для этого нужно сначала раскатать пласт толщиной 0,5–1 см, вырезать пластиковым ножиком фигурный лист, а затем насадить его на плоский круг с ручкой.
По желанию на пластилиновых листочках можно выдавить прожилки. А чтобы штампик не деформировался при отпечатывании, рекомендуется подержать его 20–30 минут в морозильной камере.
Кстати, при помощи штампа из листьев можно рисовать не только на бумаге, но и на ткани. Получается примерно следующее:
Каждая из нетрадиционных техник рисования для детей выглядит как маленькая увлекательная игра. Осуществление творческого замысла разными способами воспитывает смелость, непосредственность и дает полную свободу для проявления индивидуальности. Такие простые, на первый взгляд, отпечатки осенних листьев под руководством родителя или воспитателя в детском саду способны превратиться в настоящие шедевры. Попробуйте освоить эту технику и вы!
Ход занятия.
1. Организационная часть.
(Дети заходят в зал.)
Фея: Здравствуйте ребята, я, Фея Осени. Сегодня у нас будет необычное занятие я хочу пригласить вас в свой Волшебный лес. Там очень много интересного и волшебного. Пойдете со мной в Волшебный лес?
Дети: Да!
Фея: А в этом нам помогут мои помощницы феечки Золоте листочки- это дети подготовительной группы. Ну что же отправимся в Волшебный лес.
1 листик:
Физминутка «Осенние листочки»
(Дети выполняют движения с листочками.)
Мы листочки осенние
На ветках мы сидим
Сиди, сидим и ветра ждем
Когда же полетим?
Дунул ветер – полетели…
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю снова сели.
Фея: Вот мы и прилетели в Волшебный лес. Ребята, вы знаете мои листочки скоро уйдут в школу и Волшебный лес останется пустой без единого раскрашенного листика.
2 листик: Не грусти Фея мы научим наших малышей рисовать и они будут тебе помогать. Ребята, хотите стать художниками?
Дети: Да!
2. Практическая часть.
Перед детьми стоит мальберт с бумагой на которой нарисован ствол дерева. С помощью ватных дисков дети разрисовывают ствол дерева.
2 листик: Подойдите сюда ребята сейчас мы вам покажем как нужно раскрасить деревья. Сначала нам нужно раскрасить ствол дерева. Для этого мы берем ватный диск, опускаем его в коричневую краску и отпечатываем ствол нашего дерева.
Фея: Молодцы ребята у вас очень хорошо получилось. Но этому дереву не хватает листочков. Вы наверное устали давайте немного отдохнем и продолжим наши уроки.
3 листик: Наши пальчики устали давайте поиграем с ними.
Этот пальчик – дедушка
Этот пальчик — бабушка
Этот пальчик – папочка
Этот пальчик – мамочка
Этот пальчик буду я
Вот и вся моя семья.
Фея: Ну вот мы и отдохнули а теперь давайте нарисуем листочки. Моя, дорогая феечка, скажи пожалуйста как мы будем это длать.
4 листик:
1. Взять листик, кладем его на клееночку покрываем его краской (жёлтой, красной и др.) при помощи кисточки, не оставляя пустых мест и не забывая окрашивать края.
2. Затем окрашенной стороной положить листик на лист бумаги и прижимаем его, стараясь не сдвигать с места.
3
Затем взять листочек за черенок и осторожно снять его с поверхности бумажного листа
Дети повторяют все и заканчивают рисунок. Вытирают ручки влажными салфетками.
3. Итог.
Фея: Спасибо вам мои феечки, теперь я не останусь одна без помощников благодаря вам. Дети, вы будете мне помогать раскрашивать Волшебный лес с каждым приходом осени?
Дети: Да!
Фея: Ребята, мои феечки приготовили вам подарки «Медали как лучшим художникам». И это красивая картина останется у вас для украшения группы.
Дети вручают медали и уходят.